«Собянин-style».Чем отличается новая эпоха в столичной архитектуре

12 сентября 2018, 11:47
Каждое радикальное изменение архитектурного облика столицы связано с эпохой правления того или иного политического деятеля. Державный стиль сталинских высоток сменился примитивизмом хрущёвских пятиэтажек , а затем и минимализмом брежневских строений 70–80-х годов XX века. Сегодня у нас - эпоха Собянина...

Ирина Мишина

Историки считают, что сегодня «коренными москвичами» можно назвать не более 10% населения столицы. Антропологи ещё более категоричны: они считают, что коренных москвичей и вовсе не осталось. Проблема в том, что всё больше их переезжают в Подмосковье, либо вовсе в другие города и страны. Московская область опережает столицу по объёмам строительства и приросту жилья, начиная с 2014 года .

Причин переезда москвичей в область много. Это и неблагоприятная экология мегаполиса, и смена обстановки, и типа недвижимости. Проще говоря, это возможность построить свой дом, соответствующий личным представлениям об эстетике, а не жить «окно в окно» с соседями из типовых многоэтажек. Место москвичей в Москве занимают приезжие.

«За последние 5 лет в Москве построено и введено свыше 15 млн кв. м жилья, и темпы строительства в снижаться не будут» - заявил Собянин еще в 2016 году.

При Сергее Семеновиче построено действительно много всякого и разного. Облик города стал столь неузнаваем, что Москву в шутку именуют Собянинском. Так почему же москвичи так враждебны к построенному и созданному при последнем мэре? Почему многим не нравятся ни широкие тротуары, ни отреставрированные фасады парадных улиц, ни велодорожки с вайфаями, ни фестивали варенья с цветочными арками, ни «декоративная тундра» около Собора Василия Блаженного? Урбанина ужасна не потому, что она оказывается нелепой пошлостью. Причина в том, что она сделана с наплевательским отношением к тому, что действительно нужно жителю столицы.

Родом я из той самой старой Москвы, которой больше нет. Родилась в Яковоапостольском (бывшем Яковлевском) переулке, большую часть жизни прожила на Кутузовском проспекте. Я часто прихожу к дому, где родилась. 12-комнатная коммуналка, в которой прошло мое детство, – теперь собственность представительницы шоу-бизнеса. Особняки XVIII, XIX и начала XX веков в Лялином и Подсосенском переулках и на Воронцовской улице превратились в офисные центры или в здания банков с тонированными стёклами и евроремонтом, - одним словом, "турецкие" новоделы.

Архитектор Екатерина Вяземская, в прошлом реставратор, объясняет это просто: «Замена каменных конструкций на стекло с финансовой точки зрения выгодна архитектурным конторам. Это приносит доходы. Именно на таких подрядах архитекторы сейчас и зарабатывают. Именно архитекторы, как это ни парадоксально, зачастую участвуют в уничтожении исторического облика того или иного особняка. Стиль, который сейчас царит в московской архитектуре, можно назвать одним словом – «упрощение». Меня часто спрашивают, отчего сейчас редко строят в стиле сталинского ампира? Сталинский ампир был кропотливой, сложной, зачастую ручной работы. Все колонны, скульптуры, отделка – всё делалось вручную. Сейчас это не практикуют: невыгодно, долго и не прибыльно. Проще стеклянный фасад сделать. Сейчас идёт реализация проекта «блочных храмов». Раньше храмы строили с душой, долго. Сейчас это поток. А вы говорите: архитектурный облик…».

Работая над этим материалом, я беседовала со многими архитекторами. Большинство из них сходятся во мнении: единого архитектурного облика Москвы сегодня вообще не существует. Исторический лик города постепенно начали заменять китч и новодел. Памятники архитектуры были принесены в жертву коммерции.

И все же свой стиль Сергею Собянину в Москве удалось создать. Москва превратилась в один сплошной "Торговый-центр - типовой - постройки". Координатор «Архнадхора» Дмитрий Лисицын как-то в разговоре со мной высказал интересную мысль: «Лужков был самостоятельной фигурой, он даже архитектурные планы редактировал, а Собянин- это просто фигура, поставленная в Москве для того, чтобы проводить интересы федерального центра и олигархов. Именно поэтому архитектурный облик столицы по-прежнему во многом определяют девелоперы".

ТРЦ стали в последнее время едва ли не главной приметой Москвы. Название у этого архитектурного стиля простое: «У нас много денег, но мы хотим ещё больше!». Архитектурная целесообразность, уместность, соответствие ландшафту района и даже здравый смысл не играют никакой роли. Главной тенденцией московской архитектуры остаётся, к сожалению, возведение зданий с большими площадями остеклённых фасадов. Коммерческие интересы и дефицит площади диктует ещё одно направление: здания из стекла и бетона устремлены ввысь. Возникает вопрос: что делать с остатками исторического центра?

«Восстанавливать и реконструировать старые особняки гораздо дороже, чем строить новые. Для инвестора-застройщика гораздо выгоднее вместо дорогостоящей реконструкции на месте старого особняка построить новое здание», - считает архитектор Екатерина Вяземская.

Сейчас на сайте движения «Архнадзор» размещены жутковатые фотографии: фасады старинных особняков и… пустота. Скоро они будут перестроены, в них поставят тонированные стекла, внутри сделают евроремонт, и от истории не останется ровным счетом ничего… В границах Земляного города (Садового кольца) и вдоль Остоженки – сразу несколько кандидатов на полный или частичный снос. Усадьба Римских-Корсаковых и Дом Сурикова подготовлены к переделке под вкус и запросы «девелопера-мецената» Семенихина. Внушает тревогу и судьба нескольких «послепожарных» особняков, среди которых - дом-музей Тургенева и дом, в котором жил Шаляпин… Их судьба пока под вопросом. И если наш вновь избранный мэр так любит свой город, сейчас необходима реставрация именно этих памятников, а не бесконечное украшение Тверской улицы непонятными мраморными объектами. И надо всем этим – деревянные арки и искусственные деревья. Эдакие осинки, на которых уродились апельсинки.

Недавно публицист Дмитрий Ольшанский собрал в своем блоге в социальной сети несколько наиболее колоритных комментариев, характеризующих «собянинскую эпоху» в архитектуре Москвы.

- «Сегодняшний "строительный" и "благоустроительный" бум - вакханалия безвкусицы и неудобств. Кто-нибудь понимает , зачем надо было снять облицовочный мрамор на Китай-городе и заменить его дешевым пластиком ? "Переоформить станцию метро «Юго-Западная» в чудовищный ядовитый цвет из опять же дешёвого пластика, напоминающего плохо крашеный забор, который и на даче никто не рискнет поставить. Зачем эта ужасная плитка, лежащая вкривь и вкось, качающаяся, на которой летом ломаются каблуки и ноги, а зимой это ледяной глазурью покрытые ухабы, по которым не пройти?»

- «Всю жизнь на Таганке живу... Такого, как сейчас, не было никогда... перейти с одной стороны площади на другую - КВЕСТ!!! Все перерыто и перекрыто, кругом заборчики, и светофоры молчат... Плитка эта задолбала,. перекладывают разными фасончиками, все кривее и кривее».

Помнится, еще Екатерина Вторая любила говорить: «Москва – это город для праздника». Сергей Собянин , видимо, решил уподобиться державной императрице.

…Пока москвичи негодовали, а потом всё же смирились с нелепым памятником князю Владимиру рядом с Боровицкими воротами Кремля, придворный художник Москвы Салават Щербаков потихоньку наполнил город новыми творениями. Одно из них многие эксперты ставят на первое место среди «архитектурных нелепостей» столицы. На Садовом кольце, в Оружейном переулке, на фоне высотного здания МФЦ «Оружейный» возвышается памятник прославленному оружейнику Михаилу Калашникову с автоматом наперевес. Кажется, что Калашников прицелился и готов открыть очередь по горожанам. А сзади – Георгий Победоносец, поражающий копьем змея. Вкупе все это смотрится воинственно и одиозно.

А вот, как описывает свои впечатления от этого монумента местный житель юрист Дмитрий Шабельников:

"Мне кажется, что появление этого памятника в этом месте, в это время и в таком виде, мягко говоря, неуместно. Возможно, я предвзят, потому что живу от него в ста метрах и мне предстоит лицезреть его ежедневно. Не будучи искусствоведом, воздержусь от рассуждений о художественных достоинствах проекта (хотя очень хочется). Не будучи историком вооружений, воздержусь и от рассуждений о том, заслуживает ли Михаил Калашников памятника, — наверняка заслуживает… Я против него здесь, потому что Калашников никак не был связан ни с этими местами, ни с Москвой вообще. Ставить памятник конструктору оружия в Оружейном переулке, который так называется с XVII века, — все равно что ставить памятник Анастасу Микояну на Мясницкой. Монумент Щербакова совершенно однозначно читается как символ имперских комплексов и агрессии, советских и постсоветских, особенно вместе с «силуэтом земного шара» и святым Георгием, поражающим «некие силы зла». Особенно мило это выглядит на фоне программы «Моя улица», направленной вроде бы на гуманизацию Москвы. Все эти соображения я бы с удовольствием высказал не здесь, а в ходе публичного обсуждения с жителями района. Но таких обсуждений не предусмотрено законодательством города Москвы."

…Каждая эпоха оставила в архитектуре Москвы свой стиль. Что оставим потомкам мы? Мне кажется, важны не столько форма или выбранный архитектурный стиль, сколько следование «золотому» правилу римского архитектора Витрувия: «Архитектура – это красота, удобство и прочность». От себя добавлю: и ещё принцип «не навреди!».

#Москва #Новости #Город #Строительство #Архитектура
Подпишитесь