Posted 12 сентября 2018, 10:17
Published 12 сентября 2018, 10:17
Modified 7 марта, 16:29
Updated 7 марта, 16:29
"В России никакие научно-конструкторские и опытные работы по программе под названием "Новичок" никогда не проводились. Повторю: не было никакой программы под таким названием", - цитирует слова посла России при Организации по запрещению химического оружия Александра Шульгина, сказанные в апреле этого года, издание "Проект". - "Проект" нашёл документы, которые доказывают: "Новичок" - наименование для нескольких фосфорорганических ядов, созданных по специальной программе "Фолиант", одно из них было испытано на человеке, что подтверждено решением суда".
Издание отмечает, что о проекте "Фолиант", в рамках которого был создан нервно-паралитический газ "Новичок", известно уже более 40 лет - его разработка и опытное производство новых отравляющих веществ велись в СССР с 1972 года. А "Новичок" - наименование для нескольких фосфорорганических ядов, созданных по программе "Фолиант", утвержденной сразу несколькими директивами, принятыми ЦК КПСС и Советом министров СССР.
По этой секретной программе были синтезированы сотни веществ, но удачными оказались только четыре, который сейчас и называются "Новички". "Россия ратифицировала Конвенцию о запрещении химического оружия в 1997 году и с тех пор обязалась не разрабатывать новые виды ядов. Однако эти "Новички" проекта "Фолиант" по какой-то причине не попали в список запрещенных Конвенцией веществ, - отмечает newsru.com.
В 1982 году один из вариантов "Новичка" в течение восьми дней тестировался на 23-летнем лейтенанте, служившем на секретном объекте в Шиханах Саратовской области. Подопытный Владимир Петренко впоследствии так описал эти события: "Специальной защитной тканью мне обвязали голову - маска закрывала все, кроме носа и рта. Я должен был просунуть лицо в окно прозрачной камеры и дышать по команде. Затем произвели пуск отравляющих веществ. Сразу же сперло дыхание, как будто ударили или разом выкачали воздух из легких. Инстинктивно я старался делать небольшие вдохи, но мне сказали: "Все нормально, Володя, дыши глубже". Это длилось секунд 30".
Об этой истории Петренко впервые рассказал в 1990-е годы, но тогда это было мало кому интересно. Тогда же он подал иск в суд о компенсации вреда здоровью, его дело несколько раз рассматривали Саратовский областной и Верховный суды, которые в результате сочли, что те опыты не нанесли ему никакого вреда. Слушания проходили за закрытыми дверями, на материалах стоит гриф "секретно". Однако издание "Проект" получило последнее вынесенное по этому делу решение.
"Суд исходил из того, что заболевание имелось у истца до его прибытия к прохождению службы в войсковую часть, его доводы о причинении вреда здоровью в ходе эксперимента в 1982 году подтверждения не нашли... В связи с изложенным следует признать правильными выводы Саратовского областного суда о том, что вред здоровью истца причинен не в ходе проведения эксперимента в 1982 году и после проведения эксперимента он не нуждался в медицинской помощи и реабилитации", - говорится в определении Верховного суда".
У Петренко тем не менее были выявлены "изменения в активности ацетилхолинэстеразы крови", которые происходят в результате применения фосфорорганических отравляющих веществ. Также в материалах суда говорится, что эксперимент проводился и в отношении других военнослужащих.
Также еще в 1992 году на ученого, Вила Мирзаянова, который подтвердил применение "Новичка" в Солсбери, еще осенью 1992 года было заведено уголовное дело по обвинению в нарушении гостайны - якобы он нанес урон обороноспособности страны, "опубликовав информацию об объектах по разработке химического оружия и характере их деятельности".
При этом в те же 1990-е годы 14 ампул с ядами "Новичок" были похищены и, возможно, применялись в заказных криминальных убийствах. По одной из версий, именно этим ядом был впоследствии убит президент "Росбизнесбанка", глава ассоциации "Круглый стол бизнеса России" Иван Кивелиди. Он скончался 4 августа 1995 года после контакта с телефонной трубкой, на которую нанесли яд. Также умерла и его секретарша, пользовавшаяся тем же телефоном и патологоанатом, производивший вскрытие тела банкира.