Удивительная страна – Россия. С одной стороны она давно и прочно лидирует по числу смертей на душу населения в мире, связанных с употреблением алкоголя, в то же время принимает суровые законы против рекламы алкоголя в Сети, и одновременно горячительные напитки широчайшим образом рекламируются буквально во всех торговых сетях. Очередное свидетельство этого привела в ФБ общественный деятель Алена Попова:
«Была вчера в магазине «Лента» в Москве. Какой товар стоит со скидкой на самом видном месте? Водка... Что это, если не массовая пропаганда алкоголизма? Удивительно, что еще рюмку для дегустации тут же не наливают.
30.5% смертей в России связаны с потреблением алкоголя. «Алкогольный вклад» в сокращение жизни составляет 20 лет для мужчин и 17 - для женщин. В 2016 году официально зафиксировано более 440 154 преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения. Более 70% убийц, осужденных в 2017 году, совершали преступление в состоянии алкогольного опьянения. Если муж употребляет алкоголь ежедневно или почти ежедневно, с 19% вероятностью в течение года он применит физическое или сексуальное насилие по отношению к своей жене.
Уровень потребления алкоголя не связан с уровнем его доступности? Связан. Наркотики потребляли бы гораздо больше, если бы их продавали при входе в продуктовые магазины со скидкой по цене 200-300 рублей. В казино было бы гораздо больше людей, если бы они располагались у входа в метро, а не на отдаленных территориях. Потребление табака падает в том числе потому, что его убрали с глаз.
Импульсивные покупки составляют значительную долю от общего числа покупок. Это те покупки, которые человек покупать не собирался. Они вызваны привлекающим внимание расположением товара, акциями и скидками. Существует огромное количество различных манипулятивных техник, чтобы продать человеку товар, который он покупать и не собирался. И впарить так покупателю алкоголь проще, чем какой-либо другой товар.
Вот решил человек пить меньше или вообще завязать, но он постоянно ходит в продуктовые магазины за хлебом, молоком, фруктами и овощами. И каждый раз он вынужден проходить мимо таких стоек, подвергаться атаке маркетологов. Импульсивные покупки этой водки гарантированы. В общем именно поэтому такие стенды там и стоят. Если бы водку покупали только те, кто целенаправленно пришел в магазин за водкой, смысла продвигать ее на входе в магазин не было.
Создание отдельной специализированной сети магазинов для продажи алкоголя и запрет продаж в обычных магазинах не панацея, но внесет вклад в сокращение уровня потребления алкоголя. В данный момент нужно как минимум запретить впаривать алкоголь на каждом шагу. Уже давным-давно это сделали в Скандинавии. Например, в Норвегии алкоголь крепче 4.75% продается только через государственный ритейлер Vinmonopolet. В Швеции – через государственный ритейлер Systembolaget. Реклама ограничена. Хотят граждане купить алкоголь? Могут прийти в специальный магазин и сделать это. Но никто не позволит продавать водку при входе в обычный продуктовый магазин...»
Оригинал здесь