Ирина Мишина
Расшифровывают название этой группировки по-разному: «арестантский уклад един», «арестантское уркаганское единство» или «арестантское уголовное единство». По сути, дети из А.У.Е. начали войну против всех нас. На сегодняшний день правоохранительные органы, по сути, не могут ничего с этим сделать.
Последнее преступление с участием подростков из А.У.Е произошло несколько дней назад в Петербурге. Двоих 17-и летних юношей подозревают в жестоком избиении взрослых людей, гулявших в Таврическом саду. На сайте регионального отделения Следственного комитета написано: задержанные нигде не учатся и не работают. По некоторым данным, они связаны с криминальной идеологией А.У.Е. Один из юношей ранее был судим за кражу. Сейчас решается вопрос об избрании им меры пресечения. Как сообщили «Новым Известиям» в ГСУ СК по Петербургу, подозреваемым могут быть инкриминированы ст. 116 и ст.112 УК РФ (побои, умышленное причинение вреда здоровью).
Что же произошло в Таврическом саду в 9 часов вечера в людном месте? Группа подростков подошла к 24-х летнему учителю гимназии , который мирно беседовал со своим другом и двумя девушками. Подростки начали бесцеремонно щупать рюкзаки и сумки посетителей сада, сыпали жаргонными словечками и провоцировали ссору. "Ребята, давайте успокоимся и поговорим", - предложил учитель. За это он получил два удара в челюсть, потом подростки начали его бить по туловищу и по голове. Били руками и ногами. В результате учителя в тяжелом состоянии госпитализировали в Александровскую больницу с двумя переломами челюсти, а его товарища - со сломанным носом. Подростки с места преступления скрылись. Удивительно, что малолеток нашла не полиция - их вычислили по соцсетям друзья пострадавших. Среди напавших, как выяснилось, были старшеклассники из разных школ, объединенные субкультурой А.У.Е - "Арестантский уклад един". Многочисленные фотографии на страницах подростков в соцсетях говорят о ненависти к полицейским и преклонении перед тюремными порядками.
По странному стечению обстоятельств почему-то именно культурная столица России, Петербург, стал одним из центров группировки А.У.Е. В этом городе школьники создали в соцсетях группу, в которой выкладывают снятые ими видеозаписи избиений людей. Дети, которым от силы 14 лет, нападают на детей и взрослых с одинаковой жестокостью. У одного из малолеток обнаружили пневматический пистолет, из которого тот периодически стрелял по людям. Другой закидал камнями мать одного из потерпевших. При этом в группу входят дети самых разных национальностей…
Ровно год назад ко мне обратилась коллега, у которой при странных обстоятельствах убили сына. Следственный комитет по Москве уже год расследует это преступление: банда малолетних преступников в возрасте от 14 до 17 лет в районе Новогиреево избила, ограбила и затем убила 22-летнего парня.
…Артур умирал неделю. В 15-й горбольнице им. Филатова на Вешняковской улице, куда доставили тяжело раненого парня, родственникам сказали прямо : «Шансов на спасение почти нет. У пациента тяжёлая закрытая черепно-мозговая травма, ушиб головного мозга тяжёлой степени, отёк мозга, тупая травма грудной клетки, тупая травма живота»… Все эти повреждения были нанесены ему людьми, которые были моложе на 5–8 лет. Вскоре Артур скончался.
По рассказам оперативников, которые занимались поисками Артура, его «то ли закопать хотели в яму, то ли просто забросали ветками так, чтобы тело невозможно было обнаружить». По подозрению в совершении ограбления и убийства на Кетчерской улице в Москве были задержаны пятеро молодых людей в возрасте от 14 до 18 лет. Последнего члена бандитской группы малолеток оперативники доставили в Москву из Крыма, куда тот успел сбежать. Особенно любопытно, что главарём банды был вовсе не самый старший. По предварительным данным, шайку возглавлял 14-летний цыган.
Прошел год. Я позвонила родителям покойного Артура. Выяснилось, что никто из убивших его людей до сих пор не осужден, Следственный комитет решил разделить производство на два дела. В одном фигурируют совершеннолетние, в другом – несовершеннолетние. «Меняются следователи, показания подозреваемых как будто пишутся под копирку», рассказывает отец убитого . – Звучат очень странные формулировки, группе подростков, которая ограбила Артура перед убийством, инкриминируют статью «Грабеж по предварительному сговору», а той группе, которая его убила – «Нанесение телесных повреждений без предварительного сговора». Уголовное дело полно противоречий, уже год идут какие-то экспертизы, и , честно говоря, закрадываются самые странные догадки и подозрения по поводу перспектив суда…».
… Я просматриваю криминальную хронику района, где произошло убийство Артура. Обращает на себя внимание одно обстоятельство: начиная с 2010 года, в Балашихе постоянно происходят нападения банд малолетних преступников. Сначала они нападали на пожилых мужчин – пассажиров электричек. Избивали тех, кто внешним видом не соответствует идее о «чистоте русской нации» (любопытно, что банду при этом возглавлял наполовину таджик, наполовину татарин). Всех убитых грабили, а украденные мобильные телефоны сбывали через скинхедов. Сначала банду малолеток подозревали в убийстве 27-и человек. Но в итоге участникам группировки смогли вменить в вину только пять таких эпизодов.
Тысячи убийств, совершенных подростками, по всей стране…Есть случаи совершенно жуткие. В микрорайоне Казани Юдино 16-летние подростки пытались выбить деньги у сверстника. Когда тот пришёл на «разборку» с отцом, малолетки убили обоих, забрали ключи от квартиры, зашли туда, расправились с матерью, забрали бытовую технику. Позже выяснилось: они же убили двух таксистов.
Откуда всё это? И почему в большинстве случаев детские преступления списывают на «детские шалости», пытаются «перевоспитать»? Ведь конечная цель А.У.Е – пополнять тюремный «общак», чтобы «греть» зоны. Другая сторона этого объединения – бунт против органов правопорядка, стремление установить «свой порядок» – жёсткий, криминальный, повсеместный. Самое страшное, что правоохранительные органы пока не раскрыли ни одного уголовного дела по преступлениям, совершенным А.У.Е. Невольно возникает вопрос: неужели наши правоохранители тоже запуганы бандами А.У.Е ? Вот, что заявила на одном из заседаний СПЧ при президенте, обращаясь непосредственно к Владимиру Путину, Яна Лантрантова: «Это тема, которая требует немедленного разрешения. В тюрьме сидит человек, и у него есть свои смотрящие на воле, и они связываются в т. ч. с детьми в социальных учреждениях, устанавливают свои порядки. И подростков заставляют сдавать на общак для зоны. А если ребенок не может сдать деньги или не может украсть и совершить какое-нибудь преступление, он переходит в разряд «опущенных». У него отдельная парта, отдельная посуда, над ним можно издеваться и его можно насиловать. Самое страшное, Владимир Владимирович, что когда они выйдут из этих спецшкол, их будет целая армия. Мы считаем, что это проблема национальной безопасности».
Я беседовала с Яной Лантратовой на эту тему. Она считает, что уголовная идеология насаждается не только в интернатах и детских домах. Это поветрие проникло уже в обычные школы. «Самое страшное, что в Интернете растет число групп с лозунгами «Смерть легавым, жизнь ворам!». Число подписчиков в этих группах доходит до 800 тысяч человек!», рассказывает Яна Лантрантова.
Где же грань, которая отделяет обычного подростка от человека с психологией убийцы? Вот, что рассказал «Новым Известиям» руководитель судебно-психологической лаборатории Московского областного Центра социальной и судебной психиатрии, доктор психологических наук Виктор Гульдан : "Подростки сегодня объединяются в группы по разным принципам: кто-то объявляет себя футбольными фанатами, кто-то – борцами с педофилией и гомосексуализмом, кто-то болрется «за чистоту расы». Но корень зла в том, что большинству малолеток просто нечем заняться, особенно летом. Сказывается также агрессия, напряжение в обществе. С родителями, как правило, не налажен контакт, увлечений нет, достижений и перспектив тоже, социальный лифт работает для «избранных». Отсюда – озлобление, «отсутствие тормозов»… В результате у многих подростков происходит десоциализация. Вообще, дети и подростки становятся убийцами не столько в силу врождённых психопатических особенностей, сколько по социальным причинам. Когда происходит сочетание почвы и среды, процесс превращения ребёнка в убийцу может стать необратимым».
Преступный мир выбрал беспроигрышный ход: он начал действовать через малолеток, которых не всегда можно привлечь к уголовной ответственности. «Разговариваю со следователем. Он говорит: а как мы их судить будем? Некоторым по 13-14 лет. Как вы чисто технически себе это представляете?» - рассказывает отец убитого малолетками Артура. – Поэтому пока и ведем экспертизы. Многие, вероятно, пойдут по делу в качестве свидетелей…»
Государство вроде бы признает наличие проблемы, но, с другой стороны, решения пока не видит. В декабре 2017 года в Госдуму был внесен законопроект , запрещающий пропаганду криминальной субкультуры в интернете и средствах массовой информации. Все знают, что члены А.У.Е пропагандируют воровские и тюремные понятия, требуют соблюдения "воровского кодекса", собирают деньги на так называемый общак. Но дальше заявлений дело почему-то не идет. Противостояние криминальной субкультуры закону пока приводит лишь к затяжным уголовным делам без наказания виновных.