Posted 10 сентября 2018, 06:59
Published 10 сентября 2018, 06:59
Modified 7 марта, 16:31
Updated 7 марта, 16:31
Впервые она появилась даже не в России, а в Германии, где в конце XIX века пресса была "полусвободной" - цензуры вроде как бы и не было, но за публикацию "лживых" статей газету могли либо оштрафовать на огромную сумму, либо посадить её редактора в тюрьму на 1-2 месяца. В результате редакторы начали формально уступать свою должность подставным лицам,т.н. "зиц-редакторам" (от немецкого слова "sitzen" - "сидеть"), от которых требовалось лишь "в случае чего" посидеть в тюрьме. Позже подобная практика распространилась и на Россию.
"В царское время за оппозиционные статьи в СМИ было предусмотрено 2 вида наказания: крупные штрафы (от 300 до 3000 рублей, на наши деньги от 300 тысяч до 3 млн. руб. ) или арест редактора на срок 1-3 месяца, - пишет телеграм-канал "Толкователь". - И газеты изобрели способ, как с наименьшими потерями обходить такие наказания.
Например, журналист И. А. Волков в книге "Двадцать лет по газетному морю", изданной в 1925 году, рассказывал об этом: "Я неофициально редактировал "Рыбинский Вестник" в 1908 и в 1909 г. В это время Разроднов уже не числился редактором, а подписывался лишь как издатель. Официально редактировали газету подставные лица, "сидючие редакторы", как их тогда называли.
"Сидючий редактор" давал газете лишь своё имя, подписывая её; держался он собственно на случай высидки, фактическим же редактором обычно был секретарь редакции. В эту эпоху в каждой газете "сидючих редакторов" было в запасе два-три, а то и больше. Сидючие редакторы были изобретены газетами как противовес и противоядие немилосердным штрафам, придуманным царским правительством для обуздания печати вместо отменённой в 1905 году предварительной цензуры. Положение было такое: "провралась газета" - значит, или плати крупный штраф, или - "пожалуйте, господин редактор, в кутузку".
Для бедных провинциальных издателей было выгоднее содержать "сидючих редакторов", чем платить единовременно большие штрафы, из которых правительство создало для себя статью дохода.
В "сидючие редакторы" шли обычно ни к чему иному не способные люди: инвалиды, бездельники и безнадёжные алкоголики. С "сидючими редакторами" обычно заключалось такое условие: в обычное время, т.е. будучи на свободе, они получали одно жалованье, во время "отсидки" это жалованье платилось вдвойне. В случае, если один редактор и его подпись под газетой должна быть снята, на место её немедля появлялась подпись следующего "сидючего редактора".
В "Рыбинском Вестнике" было два "сидючих редактора". Они сидели в тюрьме, чередуясь, сменяя один другого. Это было столь обычным явлением, что в кутузке при полиции была даже особая "редакторская камера", в которую вместе с редакторами сажали более или менее приличных и привилегированных арестантов.
Я, как фактический редактор, получал жалованья 45 рублей, а хроникёры зарабатывали 15-18 рублей в месяц. "Сидючие редакторы" получали по 10 рублей в месяц, во время отсидки в тюрьме - по 20 рублей. После выхода из тюрьмы каждый из них ещё выпивал по три стакана водки, это тоже входило в их зарплату".