"СССР начал экспортировать автомобили еще до Великой Отечественной, - пишет klonik69 в ЖЖ-сообществе foto_history. - Это были грузовые ЗИС-5 грузоподъемностью 3 тонны, а также большегрузные ЯГи. Конечно, не в страны с развитыми автомобильными индустриями, а в соседние государства — Турцию, Иран, Прибалтику.
Грузовики продавали за границей и после войны. Тогда же начали более-менее заметный экспорт легковых моделей.
ГАЗ-М20 Победа
"Победы" неплохо покупали в Скандинавии, а особенно — в Финляндии, куда до начала 1960-х западные автомобили официально не экспортировали: страна после войны была слишком бедной. Именно в Скандинавии Победу прозвали "танк во фраке". В 1952-м ГАЗ-М20 попал в руки британцев (в Великобритании официально "Победы" не поставляли) из журнала Motor. Больше всего им не понравилась низкая динамика и плохой обзор назад. Зато: "Пожалуй, самое сильное качество "Победы" - вездеходность. Водитель может смело на высокой скорости ехать по плохой дороге, даже если машина полностью нагружена".
Москвич-400
В 1957-м некий норвежский моряк, купивший на родине "Москвич", приехал к приятелю в Британию, где автомобиль и попал в цепкие руки экспертов из журнала Autocar. Их вердикт гласил: "Простой и послушный в управлении автомобиль, с хорошим сцеплением, отличными синхронизаторами, светом и точным рулевым управлением. Подвеска обеспечивает комфортную езду по плохим дорогам… Впрочем, автомобиль не представляет ничего нового и неприемлем для среднего британца в плане отделки и динамики".
ГАЗ-21 Волга
"Волг" в Британии продали всего около полутора десятков. В 1960-м журнал Autocar, протестировав 21-ю, писал: "Динамика с максимальной скоростью 130 км/ч и прохождением четверти мили за 24 с не поражает воображение". Однако машина понравилась британцам экономичностью (средний расход 13 л/100 км), особенно учитывая массу и размеры "Волги", и хорошим качеством сборки.
Москвич-408 Scaldia
В 1968-м журналисты шведского Teknikens Varld проехали за два дня на серийном 408-м "Москвиче" 1240 км по самым плохим дорогам, которые смогли найти, и с самыми высокими нагрузками, которые могли придумать. "Автомобиль шёл не быстро, но мягко, - писали шведы, — но синхронизаторы в коробке не всегда срабатывали четко… Мы прошли специальные участки шведского ралли, гоняли по тропам, протоптанным животными… Нам так и не удалось сломать машину". "Москвичи" некоторое время, действительно, пользовались хорошей репутацией в Скандинавии и некоторых других странах.
УАЗ-469
Типичный армейский внедорожник в СССР экспортировался в "мирной" версии не очень активно. Но благодаря стараниям поклонников марки, в капиталистической Италии "козлик" пользовался отличным спросом. Братья Марторелли, чей дед торговал на Апеннинском полуострове роскошными Rolls-Royce, наладили дистрибуцию УАЗов.
ВАЗ-21099 (Lada Samara)
В 1970-х и 1980-х главным экспортным автомобилем СССР были "Лады". В социалистических странах за ними, как и на родине, стояли в очереди. Покупали их и в Западной Европе (только в Великобритании до 1997 г. продали 350 000 экземпляров), где их главным достоинством считали цену и двухлетнюю гарантию".
"Победа" являлась по тем временам ещё и весьма комфортабельной машиной, - пишет историк Алексей Волынец на сайте rusplt.ru. - На ней устанавливался обогреватель салона, а на последних модификациях — радиоприемник в качестве стандартного оборудования, роскошь тогда неслыханная. Именно на "Победе" впервые появились электрические указатели поворотов, и именно водители "Побед" первыми перестали размахивать руками, предупреждая о маневре.
Электрический стеклоочиститель и даже такая приятная мелочь, как плафон освещения салона, - все это появилось впервые на отечественной машине. Создатели "Победы" не обошли стороной и качество внутреннего дизайна. На ГАЗе изобрели оригинальную технологию особой окраски металла, после которой поверхность на вид практически не отличалась от отделки ценными породами древесины.
"Победа" стала и первым массовым советским автомобилем. За 12 лет было выпущено 241 497 её экземпляров. Для того времени это огромные цифры, соответствующие в наше время десяткам миллионов единиц. Ну а качество производства было таково, что некоторые "Победы" успешно ездили по дорогам и спустя полвека.
До войны советский автоэкспорт ограничивался лишь незначительным количеством грузовиков-"трёхтонок" ЗИС-5. Их продажа за границу началась еще в 1929 году, когда СССР впервые стал экспортировать свою технику в Афганистан, Турцию и Иран.
В 1950 году только город Стокгольм закупил для своего таксопарка 800 "Побед". К середине XX века машину импортировали не только Швеция и Дания, но и Бельгия, Австрия, Финляндия.
Массовое городское такси в Финляндии вообще появилось в те годы именно благодаря автомобилю "Победа". Небольшие партии "Побед" тогда продавались в Великобритании и даже в США. Как писал в 1953 году американский журнал Auto Age, "американские инженеры тщательно осмотрели "Победу" и сочли качество изготовления по многим показателям отличным.
В 1954 году 250 автомашин "Победа" были проданы в Исландию — огромная партия для северного острова, население которого не превышало 150 тысяч человек. Вообще в тот год было продано 10 тысяч "Побед" в 18 стран мира. Планету тогда ещё не наводнили миллионы легковушек, и такой объём экспорта по праву считался массовым".