ИВАН МИРОНОВ
Некогда могущественное министерство нефтяной и газовой промышленности СССР ждали рыночные преобразования, и вряд ли кто-то мог тогда предсказать, как будет развиваться дальнейшая судьба "Транснефти", игравшей важнейшую роль в функционировании всей нефтяной отрасли страны.
Оглядываясь назад, можно сказать, что компания прошла через непростой путь становления и трансформации, но к торжественной дате "Транснефть" подошла с достойными результатами. Реализация таких крупных проектов, как ВСТО, Балтийской трубопроводной системы, нефтепроводов «Заполярье – Пурпе - Самотлор», «Куюмба - Тайшет», системы нефтепродуктопроводов «Север» и «Юг» и др. началась и закончилась уже в новейшей истории компании. В сотрудничестве с зарубежными партнёърами развиваются инновационные производства для трубопроводного транспорта, улучшается экологическая и промышленная безопасность, условия труда сотрудников.
Из событий последних месяцев нельзя не отметить полное погашение валютного долга перед Банком развития Китая и долларовых еврооблигаций. Отсутствие валютного долга положительно скажется на финансовой стабильности компании, ведь практически всю выручку Транснефть получает в рублях.
Однако акционеры "Транснефти" не могут в полной мере воспользоваться этими успехами: с начала 2018 года цена привилегированных акций нефтетранспортной монополии снизилась на 21% в рублях и на 32% в долларах. Это худший результат среди крупных госкомпаний.
Каковы причины снижения интереса инвесторов к Транснефти?
За последние 10 лет "Транснефть" реализовала крупные проекты на общую сумму 2 452 млрд руб., что в несколько раз превышает капитализацию самой компании. Капитальные затраты существенно сокращали свободный денежный поток, из которого "Транснефть" могла выплачивать дивиденды. Год за годом капитальные вложения превосходили ожидания аналитиков, за одной крупной стройкой следовала другая. "Транснефть" традиционно заявляла о своей «напряженной инвестпрограмме» и платила дивиденды по остаточному принципу.
С 2016 года Министерство финансов, исходя из потребностей федерального бюджета, требует от всех госкомпаний направлять на дивиденды 50% чистой прибыли по МСФО, однако Транснефть и еще несколько компаний получили послабления. По итогам 2016 года выплачено лишь половину требуемой суммы – 25% чистой прибыли по МСФО. Такая же ситуация повторилась и год спустя: дивиденды за 2017 год составили около 29% чистой прибыли. [Примечание: Промежуточные дивиденды 2017 года по сути являются доплатой дивидендов за 2016 год]
По окончании периода крупных капитальных вложений (а на сегодня завершены практически все крупные проекты) размер свободного денежного потока компании должен значительно вырасти – таким образом, "Транснефть" имеет все возможности, чтобы начать выплату более высоких дивидендов своим акционерам – как государству, так и частным инвесторам. Опыт международных компаний показывает, что в секторе нефтетранспорта стабильные дивиденды в размере 70-100% чистой прибыли являются нормой и не препятствуют инвестиционной активности. На первоначальном этапе "Транснефть" вполне может выплачивать дивиденды 50% от чистой прибыли по МСФО, как того требует Правительство. Иными словами, в вопросе дивидендов интересы Правительства и остальных акционеров "Транснефти" совпадают.
Новые инвесторы – старые проблемы
В расчёте на рост дивидендных выплат в апреле 2017 г. группа институциональных инвесторов (Российский фонд прямых инвестиций, Российско-Китайский инвестиционный фонд, НПФ «Газфонд пенсионные накопления», структуры Газпромбанка, Российско-Японский инвестиционный фонд и суверенный фонд королевства Саудовская Аравия) осуществили значительные инвестиции в привилегированные акции "Транснефти". Крупный пакет акций размером около 15,5% уставного капитала Транснефти был приобретен у фонда UCP Ильи Щербовича. С того момента по состоянию на 31 августа 2018 г. рыночные котировки акций снизились на 29% в рублях (с 201 тыс. руб. до 143 тыс. руб. за акцию) и на 42% в долларах (с 3 599 долл. до 2 100 долл. за акцию). Надежды инвесторов, что инфраструктурная госкомпания с высокой прибылью, не имеющая существенной долговой нагрузки, завершившая все основные инвестиционные проекты, будет выплачивать высокие дивиденды, пока не оправдались. Более того, несмотря на огромный размер капитальных вложений последних лет, чистая прибыль "Транснефти" снижается уже второй год подряд: в 2017 г. падение составило 17,6% (с 232,9 млрд руб. в 2016 году до 192,0 млрд руб. в 2017 году); в 1 полугодии 2018 года прибыль упала на 19% (с 113,9 млрд руб. в 1 полугодии 2017 года до 92,1 млрд руб.). Таким образом база для расчета дивидендов существенно снизилась, несмотря на то, что операционный денежный поток не сокращается.
Возможно сейчас для "Транснефти" наступило самое правильное время для того, чтобы задуматься о своей капитализации и прислушаться к интересам государства и других акционеров. За прошедшие 25 лет "Транснефть" воплотила стратегические инициативы и заложила фундамент развития нефтяной отрасли России на ближайшие десятилетия. Однако этого недостаточно для становления по-настоящему сильной компании. Отражением зрелости в формировании системы ценностей "Транснефти" как публичного акционерного общества должно стать существенное повышение дивидендных выплат и оптимизация капитальных вложений. Такая трансформация – в интересах всех заинтересованных сторон: государства, акционеров-инвесторов, менеджмента и рядовых сотрудников. Компании легко стать инвестиционно привлекательной и сравняться с международными аналогами по ценовым мультипликаторам, дисконт по которым сейчас превышает 50%. Это позволит компании достойно открыть новую четверть века своего развития.