Posted 4 сентября 2018,, 12:22

Published 4 сентября 2018,, 12:22

Modified 7 марта, 16:35

Updated 7 марта, 16:35

Полёт с перегрузкой. Какие проблемы остаются у подмосковного губернатора

4 сентября 2018, 12:22
В исходе выборов в Московской области, похоже, никто не сомневается. «Вчера ходил в администрацию – есть у меня один неотложный житейский вопросец, - рассказал «НИ» житель г. Химки Николай Кортуков. - Там все такие воодушевленные! По коридорам таскают коробки, пакеты. Пахнет вкусно...
Сюжет
Выборы

Спрашиваю знакомого: «Что это у вас тут?» Он: «Готовимся отмечать победу Андрея Юрьевича». Не знаю, сами придумали или установка была, но триумфальное вознесение Воробьева на второй срок областные чиновники планируют встречать шашлыками и шампанским».

Чиновничеству не грех и выпить, если их кумир, за предыдущие пять лет губернаторства ввергнувший область в крутое пике и едва не отправленный в отставку за мусорный коллапс, вновь окажется на плаву. Значит, многие из них – как верные соратники, так и простые прихлебатели – тоже усидят на своих местах и с ещё большим старанием будут раздирать Московскую область на части.

- От этого никуда не деться, - с унынием пишет в своей «Городской газете» главный редактор, муниципальный депутат от партии «Родина» Андрей ЗАЙЦЕВ. - У действующего губернатора нет достойных соперников. Ни одна политическая фигура или партия пока не сформулировала альтернативную программу развития региона.

Ради справедливости: единой концепции развития региона сегодня нет не только у соперников действующего губернатора, но и у самого Воробьева и его команды. Да и откуда ей взяться, рассуждает Зайцев, если любая концепция вырастает из «работы над ошибками», а Андрей Воробьев из тех амбициозных политиков, кто принципиально не признаёт своих ошибок. Хотя за предыдущие пять лет их было откровенно много. К примеру, областные власти сами создали себе большую проблему, запустив непопулярную административную реформу. Что дало региону укрупнение муниципалитетов, кроме контроля над бюджетами упраздненных администраций? Муниципальных чиновников, к слову, при этом не стало меньше, а в отдельных случаях их число даже возросло. Финансовый эффект от оптимизации бюджетов – только на словах. На деле же Воробьев и его команда нанесли сокрушительный удар по местному самоуправлению, лишив ОМСУ полномочий решать вопросы, связанные с обеспечением собственной жизнедеятельности. Местные администрации больше не контролируют принятие решений, связанных, к примеру, с застройкой. Наглядный пример – перенаселенные Химки, где никого, кажется, не беспокоит отсутствие современной транспортной инфраструктуры или вопиющая нехватка в 300-тысячном городе социальных учреждений. Только подумайте: даже генеральный план развития Химок утверждался Минстроем Московской области. Обсуждение депутатами горсовета – чистая формальность, одобрить можно, не согласиться – нельзя.

С чего это губернатор области возомнил себя абсолютным монархом, не нуждающимся в советах народных избранников и пренебрегающим мнением собственного народа? Ведь нормальный, вроде, был парень – открытый, энергичный, намеревавшийся превратить Подмосковье в цветущий сад, а его рейтинг, даже в глазах прокремлевских экспертов, за пять лет упал со второго места до 37-го, а население так и вообще спит и видит, как бы побыстрее Андрея Юрьевича забрали в Москву на повышение.

- А давайте вспомним взлёт популярности Воробьева, - предлагает политолог Галина Мозговая. - Действующего губернатора выдвинул президент. Для молодого политика это большая фора – заручиться поддержкой на самом верху. Для народа – как бы гарантия, что теперь всё, что ни делается, будет делаться в пользу региона. Жизнь вносит в эту теорию свои коррективы, а желание понравиться и отблагодарить покровителей, вкус власти и денег иногда становятся более приоритетными, чем решение хозяйственных и административных задач. Прошел всего год, и Андрей Воробьев в очередном исследования, которое ежегодно проводит среди глав субъектов РФ Центр информационных коммуникаций «Рейтинг», красовался на почетном втором месте, рядышком с мэром столицы Сергеем Собяниным. Его медиаиндекс в несколько раз превышал показатели признанных лидеров из Тульской и Калужской областей. За какие такие заслуги? Что, экономика рванула вверх, пышным цветом расцвела социальная сфера? Нет, в комментарии к медиаиндексу были вынесены такие значимые события с участием губернатора Московской области, как выделение 100 миллионов рублей в поддержку Крыма, вручение премий и сертификатов на жильё подмосковным чемпионам – участникам Олимпийских игр и т.п. В рейтинге 2016 года Андрей Юрьевич с 26 места скатился на 34-е, в 2017 –ом – на 37 место, оказавшись в группе таких «середничков», как главы Коми и Чукотки.

Разумеется, коментируя падение, эксперты были беспристрастны. Из сильных сторон были названы его федеральные контакты, в том числе, по семейной линии. А вот главной претензией, по мнению исследователей, явилась безжалостная застройка и без того плотно застроенного региона. Обещания социально-экономического роста не оправдались. Наоборот, возглавляемая Воробьевым область, в публичном пространстве стала известна благодаря мусорным свалкам, проблемам с обманутыми дольщиками и лишением транспортных льгот пенсионеров. Спешное, к выборам, возвращение льгот на проезд, ситуацию не исправило и вряд ли он будет за это вознагражден. Люди прекрасно понимают, что неожиданная «доброта» губернатора – всего лишь попытка расположить к себе пенсионеров и за счет них добиться высокой явки. Но в Подмосковье накопилось слишком много негатива, о котором сложно забыть в кабинке для голосования.

- Самая главная проблема Воробьева – это варварская, грабительская застройка Подмосковья. Люди ему этого не простят, - говорит правозащитница деревни Путилково Надежда Пономарева, проклявшая, по её словам, тот день, когда решилась купить новостройку в 5 км от МКАД.

С поста губернатора всё выглядит иначе. «Мы лидеры по строительству жилья в стране, - неоднократно заявлял Андрей Воробьев, добавляя, что в Московской области оформляется "164 тысячи договоров долевого строительства ежегодно».

Что в этом хорошего? Акции обманутых дольщиков сотрясают Подмосковье как никакой другой регион. Но, оказывается, и эти сомнительные достижения можно трактовать в свою пользу.

«За пять лет решили проблемы почти 20 тысяч соинвесторов, сдали около 120 объектов долгостроя, привлекли более 50 миллиардов рублей внебюджетных средств. Сейчас у нас остается 37 проблемных объектов, где есть 6,9 тысячи дольщиков». - говорил Воробьев в начале лета. И казалось, что авгиевы конюшни долевого строительства близки к очищению. Однако...

Через неделю после этого рапорта прогремела новость о банкротстве Urban Group – приближённого к областным властям застройщика, не сумевшего проглотить крупнейший кусок – 3 млн. кв. метра строящегося жилья в самых престижных местах Подмосковья. Отряд обманутых дольщиков одномоментно увеличился на 20 тысяч человек.

По суду, признавшему факт банкротства, в конце мая с рынка ушли пять структур компании: ООО «Ваш город» (занималось реализацией проекта «Видный город» площадью 370 тыс. кв. м), ООО «Ивастрой» (проект «Лайково», 1,7 млн кв. м), ООО «Экоквартал» («Митино О2», 450 тыс. кв. м), ООО «Хайгейт» («Опалиха О3», 435 тыс. кв. м, и «Лесобережный», 584 тыс. кв. м) и ООО «Континент проект» («Солнечная система-2», 460 тыс. кв. м). И как-то сразу, неожиданно для подмосковных властей, выяснилось, что средняя готовность проектов "надёжной" кампании составляет от 10 до 60%, а лучшие объекты Urban Group, распиаренные из каждого утюга и собиравшие с потенциальных жильцов не меньше полутора миллиардов рублей в месяц, брошены на растерзание бомжам и мародерам.

- Дело не только в городах-призраках, которые теперь с десяток лет будут определять лицо Московской области. И даже не в обманутых дольщиках, которых, как у нас водится, придётся спасать за счёт госбюджета и ресурсов области, - заявила «НИ» , эксперт Общественной палаты Подмосковья Наталья Торшина. – Пора уже наконец губернатору ответить: кому вообще были нужны эти новые города на 30 000, на 60 000 жителей? Зачем создавать в Подмосковье такую дикую перенаселенность? Мы задавали этот вопрос много раз. Там нет никакого производства, чтобы люди могли работать и хотя бы платить области налоги, все едут в Москву, сюда – только ночевать или сдавать квартиры тысячам гастарбайтеров из ближнего зарубежья. Там нет и не запланировано элементарных социальных условий, отсутствуют больницы, поликлиники, школы, детские сады, культурные центры. Про транспорт скажу очень коротко - не предусмотреть транспортную сеть вблизи десятков новых домов, это все равно что не предусмотреть подачу воды, отопления или электричества. Жить там невозможно. Но города продолжают строить. Куда ни обращайся с проблемой перенаселения Подмосковья, везде её замалчивают. Ещё в апреле 2016 года Общественная палата Одинцовского района выступила с предложением о введении моратория на многоэтажную застройку. Направили обращение к губернатору. Ответа до сих пор нет. Много лет мы слышим о генеральных планах поселений. Уже и не счесть, сколько раз чиновники рапортовали о том, что план вот-вот будет, а его все нет. Пока мы видим, что главы по указке губернатора только успевают вносить в свои генпланы все новые и новые стройплощадки! Скоро уже и планировать нечего будет…

По мнению собеседницы, строительный хаос в Московской области еще можно прекратить, если привлечь к проблеме здоровые силы гражданского общества. Эти силы уже объединены, к примеру, в Общероссийском народном фронте, подмосковное отделение которого могло бы разработать программу развития МО на ближайшие годы, но команда губернатора на диалог с общесвенностью не идет. Вся демократия заканчивается ровно на том моменте, когда чиновников начинают спрашивать: а почему это вы распоряжаетесь областью, как своей вотчиной? Зачем тащите сюда инвесторов, уже обанкротившихся в Москве и наплодивших там кучу обманутых дольщиков? По какому праву губите подмосковные деревни ради нелепых многоэтажных кварталов?

Общественники отнюдь не сгущают краски. Деревня Путилково, о которой уже не раз писали «Новые Известия», в свое время брошення на растерзание и наполовину застроенная кампанией «Мортон», а затем, после банкротства «Мортона» доставшаяся ПИКу, который возвел здесь еще пару миллионов квадратных метров жилья, снова попала в переплёт. В мае прошлого года близ деревни всплыла корпорация «Знак» - крупнейший владелец земель сельхозназначения в Подмосковье. Корпорация входит в структуру холдинга, образованного вокруг банка «Уралсиб», ставшего банкротом с финансовой дырой в 81 млрд рублей и находящегося под санацией. Не иначе как на радость замордованным жителям деревни, московские газеты в конце мая взахлеб тиражировали новости - "Самолёт девелопмент" застроит жильем 226 га в Путилково Красногорского района Подмосковья», «Девелопер договорился с собственником земли — группой "Знак" о совместном освоении территории. Здесь можно построить еще около 1 млн кв. м жилья, инвестировав до 55 млрд руб. и выручив от продажи квартир почти на четверть больше».

- Для нас уже не было разницы, устроят они нам ад совместно, или по одиночке, - говорит правозащитница Анна Ковальская, обосновавшаяся в Путилково одной из первых и сполна прочувствовавшая, что такое годами жить на стройке, среди таких же потерянных, как и она сама. – Перед глазами у всех стояла одна цифра – еще один миллион квадратных метров жилья. Вы представляете, сколько людей будет протискиваться через узенькое горлышко нашего Путилковского шоссе и сколько детей будет сидеть друг у друга на голове? Власти хотя бы понимают, такая градостроительная плотность губительна для всего живого? Но раз здесь объявился еще и «Самолёт», то на Путилково он так или иначе спланирует, управы на него нет. Вы же знаете, что кампания принадлежит брату губернатора?

Знаем... Знаем и про то, как в Путилково разорили птицефабрику, а паи, розданные сотрудникам, признали недействительными. Вот так более 20 гектаров у 100 человек отобрали. Полиция бездействует, прокуратура тоже.

На днях в Путилково при въезде на стройплощадку ГК «Самолёт-Девелопмент» прошли одиночные пикеты пайщиков Красногорской Птицефабрики. Дело в том, что на все земли, на которых активно начинается очередная жилая застройка, есть обременения в виде прав собственности (паев) на земельные участки, которые были выданы работникам Птицефабрики в 1990-х г. Но людей нагло кинули и делают вид, что никаких прав собственности на землю не существует. Администрация Красногорского округа разводит руками, заявляя, что это не их полномочия, а представители застройщика не идут на диалог и ведут себя крайне агрессивно. При этом не понятно, на каком основании началась застройка ЖК «Большое Путилково», если есть неразрешенные правовые отношения по земельным участкам? А если копать глубже, на каком вообще основании эти земли из сельхозхназначения перевели под жилое строительство?»

Не такая уж это и тайна. Из открытых источников известно, что существенная доля в корпорации «Знак», той самой, что открыла взлетную полосу для воробьевского «Самолёта», принадлежит Николаю Цветкову, бывшему военному, проходившему службу в Афганистане. Отчасти этот факт объясняет его превращение в лендлорды: Афган, это то, что объединяет многих политиков Московской области вплоть до бывшего губернатора Громова, направо и налево раздававшего бесценные подмосковные земли своим сослуживцам. А Николай Цветков ещё и родился в селе Путилково Красногорского района, так что десятки гектаров, прихваченных у земляков, вроде как достались ему «по праву». Это было «право» губернатора Громова, Андрей Воробьев, можно сказать, ни при чем. Если, конечно, оставить за скобками, что обманутые пайщики надеялись, что новый губернатор восстановит справедливость и вернет людям землю, принадлежащую им по закону. Вместо этого Воробьев посадил им на голову «Самолёт-девелопмент".

И это, похоже, тот случай, когда аборигены Путилково и новоселы нового микрорайона выступают единым фронтом против подмосковного градостроительного коллапса.

«Пикабушники! - взывает на форуме жители новостроек. - Помогите распространить эту информацию и сообщить в СМИ! Только с привлечением шума, мы сможем остановить застройку Путилково еще одним ЖК на 1 млн кв.метров и восстановить справедливость по отношению к деревенским пайщикам!»

- Они нас всех замуруют в бетонном гетто, из которого уже сейчас невозможно выехать по два-три часа, - рассказывает «НИ» активист Путилково Станислав Смагин, отстаивавший права новоселов с 2016 года, когда выяснилось, что людей с молчаливого согласия властей Московской области, по крупному надули застройщики, на небольшом пятачке близ деревни построив микрорайон на 60 000 жителей вообще без жизненного простраства и даже без нормального выезда на Москву.

- Если бы застройщики соблюдали нормы и правила и строили все по утвержденным Планам проектировки территорий, то было бы всё идеально - были бы дороги, транспорт, парковки, школы, поликлиники и т.д., - говорит Смагин. - Но застройщик выводит себе в прибыль эти миллиарды рублей! Беда многих дольщиков, что они либо не читают то, что подписывают, либо читают плохо, - говорит Станислав. - Я прочитал договор внимательно и несколько раз уточнил, что у меня под окном будет культурный центр, парковка, свободный выезд, расширение Путилковского шоссе, пожарная часть, отделение полиции и т.д. Меня это устроило, авансом я оплатил оговоренную сумму за инфраструктуру. Договор скреплён подписями сторон и вступил в силу. Да, обманули так же, как и всех, всучив нам только квартиры посреди стройплощадки. Но если застройщики понимают только язык денег, будем говорить с ними на понятном им языке. В ближайшее время начнём подавать иски в суд, в качестве соответчиков потребуем привлечь руководителей области, которые не контролировали процесс, действовали в интересах застройщиков и сознательно ущемляя права граждан.

Иски уже подавали, открытые письма и жалобы президенту писали… Вы не догадались, чем дело кончилось? Строили, строят и строить будут. До последнего, как говорится, кирпича. Зря что ли чиновники в Подмосковье запасают шампанское к праздничку…