Posted 3 сентября 2018, 18:04
Published 3 сентября 2018, 18:04
Modified 7 марта, 16:35
Updated 7 марта, 16:35
9 сентября в России будут одновременно проходить довыборы в Госдуму, в ряде регионов должны определиться с новыми губернаторами и представителями заксобраний. В Москве состоятся выборы мэра.
В понедельник, 3 сентября, состоялся круглый стол на тему «Какими и почему будут результаты Единого дня голосования 2018?» Организатором выступил Экспертный институт социальных исследований (ЭИСИ). Спикеры конференции представили последние социологические данные по политической обстановке по всей стране и составили свои прогнозы результатов голосования.
Какие тенденции характеризуют нынешний электоральный цикл? Тема конкуренции на выборах остается на первом месте по актуальности.
- В этом политическом сезоне, как и в целом по последним годам было зафиксировано, что избиратели скучают по конкуренции, что характерно и для обществ западных стран. С одной стороны, наш менталитет требует конкуренции и конфликта на выборах. Этим в некоторой степени объясняется успех новых губернаторов в регионах, которые сменили засидевшихся, как то случилось, например, с врио Новосибирской области Травниковым. Он сразу взялся за метро, за молодежный чемпионат мира по хоккею, заявил, что будут новые поступления. Народ это воспринял позитивно, так как запрос на сменяемость власти силен. Но тут стоит еще сделать оговорку на так называемый фактор «багажа» губернаторов-предшественников. Не может старый губернатор, сидящий по 5-10 лет ни разу ни в чем не проколоться, и в этом факторе он определенно уже проигрывает на старте только что пришедшим губернаторам – совершенно новым для избирателя лицам, - говорит профессор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Олег Матвейчев. – С другой стороны, наш менталитет обособлен тем, что вместе с конкуренцией остаются принципиально важными договоренности и дипломатия, настройка на коллективные вещи (это касается в первую очередь элиты).
Парадоксально, но именно поэтому у большей части электората ко всякого рода компромату и черным технологиям на выборах сформировано негативное отношение, причем неважно, откуда этот компромат исходит, говорит эксперт.
Этот политический сезон в этом плане прошел относительно спокойно, сошлись во мнении спикеры круглого стола. Исключением можно назвать Екатеринбург, где серьезно схлестнулись две элитные группы, причем одинаковой партийной принадлежности. Противоборство дошло до избиения политтехнологов, чрезмерной эксплуатации «почтовых ящиков».
- Ощутимую конкуренцию между элитами мы видим и в Тульской и Ульяновской областях и приходим к выводу, что губернаторы там не контролируют всех акторов выборов, не контролируют всех ресурсов, ресурсы не сосредоточены в одних руках. С точки зрения конкурентности на выборах – это плюс, потому что это и есть конкурентная политика, - говорит руководитель Экспертного совета ЭИСИ Глеб Кузнецов.
Некомфортными называют предстоящие выборы для действующих губернаторов Хакасии и Владимирской области. У Зимина и Орловой сильные конкуренты. Кроме того непредсказуемость результатов обусловлена общей тяжелой ситуацией в этих регионах. В Хакасии, к примеру, после занесения бизнесмена Олега Дерипаски в санкционный список Америки под угрозой приостановления оказались регионообразующие предприятия – Хакасский и Саяногорский алюминиевые заводы. Во Владимирской области в имидж главы региона к началу избирательного цикла сильно отрикошетила борьба с олигархическими группами.
Мусорный коллапс в Московской области осложнил старт кампании Воробьеву. Положение Цивилева в Кемеровской области было усугублено пожаром в ТЦ «Зимняя вишня» и перезагрузкой всей системы управления после многих лет правления экс-губернатора Тулеева.
Травников пришел в Новосибирскую область к мэру-коммунисту, при этом глава Новосибирска Локоть при поддержке бывшего главы региона Толоконского уже заявлял о своих губернаторских амбициях. Регион в целом тоже не первую кампанию сильно ориентирован на КПРФ, что не могло не сказаться отрицательно на кампании для губернатора нового.
Непримитивными видятся выборы и в заксобрания Челябинской и Иркутских областей, Забайкальского края. Далеко не везде партия парламентского большинства располагает достаточным информационным и управленческим ресурсом. В Иркутской и Ульяновских областях, например, региональные кампании проходят с превалированием КПРФ.
Ряд губернаторских кампаний в субъектах проходят непросто из-за недавних назначений врио. Главы не успели как следует поработать со своим позиционированием, особенно заметно это в регионах, где предыдущие губернаторы ушли на повышение: Воронежская, Амурская, Тюменская области. При этом многим новым губернаторам за это короткое время пришлось столкнуться с серьезными вызовами – как то разрушительное наводнение в Забайкалье, Амурской области и Приморье.
В то же время на фоне всех трудностей есть регионы, где новые молодые губернаторы уже дали заметные положительные результаты по выборной активности. На хорошем счету по этому показателю - Алиханов в Калининградской области, Цыденов в Бурятии. Некотокрые критики связывали успех молодых губернаторов первой волны с высоким рейтингом президента и предстоящей президентской кампанией (омоложение губернаторского корпуса - была его идея). Эти причинно-следственные связи, однако, довольно спорны. Пенсионная реформа в настоящее время сильно влияет на рейтинги власти, в том числе и на президентский, однако положительные рейтинги молодых губернаторов эти негативные обстоятельства не съедают (что также свидетельствует о работающей системе отбора и подготовки кадров для госуправления, демонстрирует правильность новой кадровой политики президента). Эксперты прогнозируют более успешные результаты новых глав регионов (в 16 субъектах) по сравнению с инкумбентами (6 регионов).
Еще одной особенностью этих выборов станет корреляция на фоне выборов 2013 года рейтингов «Единой России». У этой тенденции два фактора. Никуда не деться от традиционного «маятника» после президентских выборов, когда большинство избирателей считает, что свой главный выбор они уже сделали. Кроме этого неизбежна реакция разочарования общества на фоне непопулярной пенсионной реформы. В связи с этим уровень 30% будет для «Единой России» эксперты считают наиболее вероятным, от 40% и выше – почти недостижимым.
- Ждать головокружительных результатов от «Единой России» по заксобраниям не стоит. Я считаю, что ее результат в среднем по всей стране перевалит за 35%. То же самое с губернаторами так называемых проблемных регионов. Если они победят в первом туре – это будет для них результат. Хороший ли это результат для партии, для губернаторов? Я считаю, что в условиях тяжелой экономической ситуации в стране и на фоне сложных социальных изменений такие показатели будут хорошим результатом, - говорит Глеб Кузнецов.
Изначально предсказывалось еще более глубокое проседание рейтинга «Единой России» за счет поднятия позиций оппозиционных партий на фоне непопулярных реформ, однако этот прогноз к приближению дня выборов себя не оправдал. Оппозиция попыталась «зацепиться за хвост» пенсионной реформы, однако не смогла воспользоваться неудачей, и в целом политическая борьба вокруг этой проблематики «Единой России» была проиграна – как на губернаторских выборах, так и на выборах в законодательные собрания, говорят спикеры. В итоге оппоненты единороссов практически отказались от серьезного противостояния в борьбе за губернаторские посты, сосредоточившись на выборах в региональные парламенты.
- Когда на фоне пенсионной реформы рейтинги стали снижаться, «Единая Россия» выглядела растерянно. Невозможно этот законопроект сделать популярным. Концепция была в том, чтобы продвинуть рациональные аргументы и компенсирующие механизмы запустить, и эти цели были достигнуты, - считает председатель Правления Центра политических технологий Борис Макаренко. - По партийным спискам «Единая Россия» получит треть. По одномандатным округам преимущество этой партии будет очевидным, и, скорее всего, потери большинства голосов не случится.
Эксперт полагает, что на фоне снижения рейтингов «Единой России» в обществе увеличился запрос на левые партии. В затылок КПРФ дышит ЛДПР, а в каких-то регионах составляет ей конкуренцию. «Справедливая Россия» скорее проваливается, чем держится. Также поднимается интерес к правому популизму. 16-20 % - тех, кто затрудняется с выбором. Из них половина – на выборы не придет, эти проценты пропорционально распределятся между партиями. Вторая половина придет – и среди них сторонников действующей власти будет минимум, отмечает Макаренко.
Не последним вопросом Единого дня голосования остаются результаты по явке. По этому поводу спикеры круглого стола высказали схожие мнения. В совокупности всех названных факторов она прогнозируется ниже, чем в 2013 году. По Москве участники круглого стола вывели диапазон явки от 31,8% до 33%.
- Здесь важно понимать, что явка не привязана к таким понятиям как легитимность и конкуретность. В прошлом сезоне, к примеру, в Саратове с явкой под 90% против всех отдало голосов 20%. При этом самая высокая явка традиционно в армейских подразделениях, психиатрических клиниках, тюрьмах. Это повышает легитимность? Нет, поэтому не надо фетишизировать явку, - считает директор Центра политического анализа Павел Данилин. По его мнению, на смену дискуссиям о низкой явке должны прийти дискуссии о естественной явке и явке принудительной.
В то же время на фоне всех трудностей есть регионы, где новые молодые губернаторы уже дали заметные положительные результаты по выборной активности. На хорошем счету по этому показателю - Алиханов в Калининградской области, Цыденов в Бурятии. Некотокрые критики связывали успех молодых губернаторов первой волны с высоким рейтингом президента и предстоящей президентской кампанией (омоложение губернаторского корпуса - была его идея). Эти причинно-следственные связи, однако, довольно спорны. Пенсионная реформа в настоящее время сильно влияет на рейтинги власти, в том числе и на президентский, однако положительные рейтинги молодых губернаторов эти негативные обстоятельства не съедают (что также свидетельствует о работающей системе отбора и подготовки кадров для госуправления, демонстрирует правильность новой кадровой политики президента).