Сергей Баймухаметов
Начет обуха по голове спрашивает меня мой друг из США, инженер с фордовского завода в Детройте, давно уже на пенсии. Он, хоть и бывший советский человек, но после сорока лет американского бытия искренне не понимает, как это так… люди работали, половину шестого десятка разменяли и ждали: кто выхода на отдых через 5 лет, кто – пенсионной прибавки к зарплате, и вдруг– как обухом по голове - еще 5 лет до пенсии!
И рассказывает, как у них провел реформу Рональд Рейган.
Тут нельзя не вспомнить, сколько сарказма вылила со страниц газет и экранов телевизоров советская пропаганда по поводу актерского прошлого Рейгана, как иронизировала над американцами: вот недолугие, нашли, кого выбрать президентом, ну и что он может, ковбойскую шляпу носить и бутафорским кольтом махать? Даже к концу его второго срока слово «рейганомика» употреблялось нашими пропагандистами исключительно в негативном смысле («так называемая рейганомика»), и простой советский народ понимал: да, довел страну голливудский актеришка. Хотя во всем мире рейганомика – это мощное, последовательное развитие экономики США после кризиса 70-х годов. В итоге за восемь лет президентства Рейгана инфляция уменьшилась в 3 раза, безработица – в 1,5 раза. А главное – был заложен фундамент, рост продолжался практически до конца 90-х годов.
Но это к слову, а в данном случае - о пенсиях. Решение о повышении пенсионного возраста с 65 до 67 лет приняли в 1983 году. Но оно вступало в действие только для тех, кто родился после 1937 года. Родившиеся в 37-м предстоящие им 20 лет жили, как и прежде, ни о чем не волнуясь, и ушли на отдых в 65 лет.
Тот, кто родился с 1937 по 1955-й — в 66 лет. То есть сейчас, при средней продолжительности жизни в 79 лет.
Родившиеся с 1955-го по 1960-й – в 66 лет и 2 месяца.
Таким образом, реформа, начатая 1983-м, завершится в 2027-м.
Иными словами, Рейган в 1983-м объявил о повышении пенсионного возраста на 2 года тем, кому тогда было 23 года. И 67 им исполнится через 44 года, в 2027-м.
В 23 года страдать, что они выйдут на пенсию не через 42, а через 44 года, никому из тех молодых людей и в голову не приходило. И не могло прийти.
Поэтому сейчас о пенсионной реформе в США никто и не вспоминает, она прошла и проходит незаметно. Вспомнили только наши бывшие соотечественники, живущие там - потому что следят за тем, что у нас происходит.