Санавиация возвращается в небо
В октябре 2015 года в Хакасии прошла уникальная для региона медицинская операция. Молодой хирург рентгено-хирургического отделения Республиканской больницы им. Ремишевской Максим Кончаков провел ангеографию коронарных артерий сердца. Проще говоря, на глазах изумленной публики, наблюдавшей за этим действом через мониторы, вылечил 61-летнего пациента Валерия Леснова от инфаркта.
Уникальность операции в том, что раньше, чтобы попасть на такую операцию, пациентам из Хакасии приходилось ждать в долгой очереди, потом куда-то ехать и, увы, не все до нее доживали. Успех такого хирургического вмешательства требует, чтобы больной попал на операционный стол в течение двух часов с момента начала инфаркта, инсульта. То есть мало определить степень опасности, мало уметь лечить тяжелые болезни, надо еще и обеспечить условия, при которых срочно, буквально сиюминутно нуждающийся в помощи человек будет оперативно доставлен на место и передан в компетентные руки. Спасти такие жизни призвана санитарная авиация.
В 90-е годы такое понятие, как летающая скорая помощь, во многих регионах России сошло на нет. Когда же проблема созрела, когда ею вплотную занялись на федеральном уровне – санавиация стала возрождаться.
Автомобили, как известно не летают. Они могут задержаться и не успеть по многим причинам. Мало ли – дорогу размыло, снегом занесло, гололедом покрыло, не дай бог пожар лесной или степной и все, приехали… Случаи были, примеры имеются, а, значит, вновь актуальной стала тема возвращения понятию «Санитарная авиация» ее истинного вида и значения в виде летающего, а не ездящего по земле парка машин!
Правило «Золотого часа»
Вопрос решался трудно и долго. Небывалую популярность приобрела история питерского бизнесмена Ивана Яценко.
В 1992 году он попал в серьезную автомобильную аварию. В результате лобового столкновения погибли три человека, среди них друг Ивана. У самого Яценко было 27 переломов, четыре года он восстанавливался. Иван не любит вспоминать эту историю, но постоянно отмечает: если бы в то время существовала санитарная авиация, его друг остался бы в живых.
«Просто меня в больницу привезли вовремя, а его – нет. Ведь не секрет, что во врачебной практике существует «золотой час» – время, за которое можно спасти человека», – уверен пострадавший.
Собственно тогда он и решил самостоятельно организовать службу наподобие санавиации и свою идею реализовал. Без помощи государства. Созданная им компания закупила два специальных вертолета, оборудованных медицинскими комплектами, нашла руководителя санитарного проекта, создала штат пилотов и врачей. Кроме того разработала четкую концепцию: кому и как помогать, помня о правиле «золотого часа».
В качестве зоны ответственности взяли на себя пострадавших в ДТП на Кольцевой автодороге Петербурга. Вертолет опускается прямо на дорогу, рядом с местом аварии. Если экстренной помощи врачей не хватает, пациента перевозят на вертолете в специальную больницу. Среднее время доставки – 15 минут.
Благодаря этому проекту, начиная с 2015 года, смертность на КАДе снизилась на 60 процентов, в Ленобласти – с 30 до трех процентов. Детская смертность стала нулевой.
Пятьсот спасенных жизней
Такие результаты впечатляют. И все же одна частная инициатива в масштабе такой огромной страны, как Россия, кардинально проблему, конечно, не решает.
А чтобы ее решить в конце 2016 года президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам был утвержден проект «Обеспечение своевременного оказания экстренной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных регионах Российской Федерации». Говоря проще – «Развитие санитарной авиации».
Основная цель проекта – повысить доступность экстренной медицинской помощи для населения Российской Федерации. Срок реализации – до 15 февраля 2020 года.
Финансирование – 9,9 миллиарда рублей из средств федерального бюджета, в том числе: 2017 год – 3,3 миллиарда рублей, 2018-2019 годы – по 3,3 миллиарда рублей с ежегодным подтверждением.
В рамках проекта развития санитарной авиации впервые в современной России обеспечивается бюджетное софинансирование для закупки авиационных услуг для целей обеспечения санитарно-авиационной эвакуации граждан.
И тут мы опять возвращаемся в Хакасию. Хотя в республике к 2016 году уже было достигнуто снижение показателя общей смертности на 3,8 процента, в 2017 году республика, наряду с другими 33 регионами России, вошла в федеральную программу по поддержке и развитию санитарной авиации. Что логично, поскольку в таком деле, как сохранение здоровья и жизни людей слова «достаточно» не бывает.
С 28 июля 2017 года специальный вертолет МИ-8, базирующийся в аэропорту города Абакана и оснащенный медицинским модулем, ежедневно вылетает в районы Хакасии для оказания экстренной помощи пострадавшим.
Воздушные медики готовы делать это в любое время дня и ночи без выходных. Механизм движения машины скорой помощи при доставке пациента к вертолету отработан заранее, любые риски по потере времени устранены. На сегодня, то есть за год работы, речь идет о спасении уже более пятисот жизней.
В некоторых случаях специалисты принимают решение об эвакуации пациентов в ведущие медицинские центры Сибири. Таких вылетов за пределы Хакасии было совершено – 78. Пациентов доставляли в Красноярск, Новосибирск, Томск.
Всего же на счету санавиации Хакасии более 400 вылетов. В 2018 году на эти цели заложено больше 160 миллионов рублей из федерального и регионального бюджетов.
Санавиация прилетела и, значит, сегодня будет спасена ещё одна жизнь!