Posted 30 августа 2018, 13:16
Published 30 августа 2018, 13:16
Modified 7 марта, 16:39
Updated 7 марта, 16:39
Сотрудники музея говорят, что нарушены положения инструкции министерства культуры по оборудованию техническими средствами охраны учреждений культуры. Вдобавок к этому частично неисправна система кондиционирования и вентиляции.
"28 апреля 2017 года в связи с захватом усадьбы Лопухиных прекратил свою работу общественный Музей имени Н.К.Рериха, - сообщает сайт Международного центра Рерихов (МЦР). - В октябре 2017 года в Главном здании усадьбы открыл свою первую экспозицию филиал Государственного музея Востока. Несмотря на окончание исполнительного производства по освобождению помещений усадьбы от имущества МЦР (соответствующее постановление было подписано 08.08.2018), МЦР так и не получил принадлежащие ему картины и архивы Рерихов, которые, как мы полагаем, продолжают оставаться на ответственном хранении Государственного музея Востока в стенах Усадьбы Лопухиных. При этом МЦР как владелец этих коллекций заинтересован в обеспечении максимальной сохранности и безопасности наследия Рерихов".
Ранее руководство МЦР (и прежде всего его первый вице-президент и бессменный генеральный директор общественного Музея имени Н.К.Рериха, доверенное лицо Святослава Николаевича Рериха Людмила Васильевна Шапошникова) придавало очень большое значение вопросам обеспечения безопасности хранения и экспонирования наследия Рерихов и других музейных коллекций. В начале 2000-х годов в соответствии с рекомендациями Министерства культуры в МЦР была создана служба безопасности, далее использовалась каждая возможность для обновления и модернизации технических систем безопасности (систем охранно-пожарной сигнализации, пожаротушения, охранного видеонаблюдения). Использовалось лучшее оборудование, привлекались лучшие специалисты, было налажено сотрудничество и обмен опытом с крупными московскими музеями (ГМИИ имени А.С.Пушкина, Государственной Третьяковской галереей, Государственным историческим музеем). Представители Службы безопасности МЦР регулярно участвовали во всех семинарах и конференциях по музейной безопасности, которые проводило министерство культуры.
К 2012 году в МЦР была выстроена уникальная трёхуровневая система безопасности, в которой за охрану периметра и территории Усадьбы отвечало специализированное частное охранное предприятие, здания усадьбы (включая музейную экспозицию, фондохранилища и другие служебные помещения) контролировались собственной Службой безопасности, а охранно-тревожная сигнализация объектов была подключена на Пульт полицейской вневедомственной охраны. Высокий уровень работы службы безопасности МЦР подтверждали результаты проверок уполномоченных органов.
В ноябре 2015 года в Государственном музее Востока на Никитском бульваре проходила выставка картин Н.К.Рериха и посещавший её сотрудник Международного центра Рерихов Виктор Байда отмечал, что по части обеспечения безопасности там было много слабых мест:
И вдобавок к этому - следы свежих протечек на стенах (прямо под картинами Рерихов) и несоблюдение температурно-влажностного режима.
"Осталось оценить, что изменилось в части обеспечения безопасности усадьбы Лопухиных за время, прошедшее с момента её захвата Государственным музеем Востока и изгнания общественного Музея имени Н.К.Рериха, - отмечает сайт МЦР. - Первые восемь месяцев охрана зданий и территории осуществлялась частной охранной организацией, сотрудники которой носили чёрную униформу без опознавательных знаков, что нарушало положения Федерального закона "О частной детективной и охранной деятельности в РФ". Из открытых источников (на сайте госзакупок) стало известно, что поначалу это была ЧОО "Феникс" (причём суммарная стоимость договоров на охрану только в мае 2017 года составила более двух миллионов рублей), а с июля 2017 года – ЧОО "Шквал". Несмотря на формальную смену ЧОПа службу месяцами несли одни и те же сотрудники охраны. При этом территория Усадьбы держалась закрытой, даже несмотря на эпизодические мероприятия ГМВ и выставку "Свет Востока", которая проходила в Главном здании Усадьбы в октябре 2017 года.
Ситуация изменилась с 1 января 2018 года, когда частную охранную организацию сменили сотрудники ФФГУП "Охрана" Росгвардии. В своё время эта организация возникла в структуре МВД как альтернатива вневедомственной охране. Это серьёзная организация, и на момент захвата у Международного Центра Рерихов имелся действующий договор с ФФГУП "Охрана" на вооружённую охрану при транспортировке передвижных выставок подлинных картин Н.К. и С.Н.Рерихов из фондов МЦР.
При этом внутренние помещения Музея с января 2018 года контролируют сотрудники Службы безопасности ГМВ. Будем надеяться, что это профессионалы своего дела, и перейдём к технической стороне вопроса. На сегодняшний день новый филиал Государственного музея Востока продолжает использовать как охранную, так и пожарную сигнализацию общественного Музея имени Н.К.Рериха. Многие помнят, как 4 мая 2017 года, когда Международный Центр Рерихов в агентстве "Росбалт" проводил пресс-конференцию "Музею Рериха грозит уничтожение", одним из сотрудников в зале было озвучено, что ему поступил телефонный звонок о том, что именно в этот момент непрерывно срабатывает охранная сигнализация общественного Музея. Позднее, в процессе вывоза имущества МЦР из зданий Усадьбы, мы обнаружили взломанный 4 мая замок, на который закрывался отсек с приёмно-контрольным оборудованием охранной сигнализации второго этажа Музея. По-видимому, тогда и был осуществлён доступ к приёмно-контрольному оборудованию с последующим перепрограммированием системы. Однако с эксплуатацией охранной сигнализации не всё идёт гладко, часто наши знакомые волонтёры сообщают о её срабатывании по непонятным причинам, также часты случаи, когда Музей и другие объекты не ставятся на ночь под охрану (о чём сигнализируют световые индикаторы на фасаде).
Посетители экспозиции музея могут слышать, как в разных залах попискивают пожарные радиодатчики американской фирмы ADEMCO (это говорит о том, что у них разряжаются батарейки), но почему-то никто не торопится восстанавливать работоспособность пожарной сигнализации. При этом в сейфе начальника Службы безопасности МЦР на момент захвата оставался хороший запас элементов питания к этим радиодатчикам, а также вся необходимая документация по системам безопасности Музея. На фотографии, сделанной сотрудниками МЦР 15.01.2018 года, хорошо видно, что сейф был вскрыт, а вся документация была изъята ГМВ.
20 декабря 2017 года впервые открылась для общего доступа выставка ГМВ "Николай Рерих. Восхождение", что дало нам возможность пройтись по залам и оценить состояние Музея. Сразу бросилось в глаза, что датчики объёмного обнаружения (детекторы движения) в бывшем зале Живой Этики после ремонта зала оказались на скорую руку перемотаны изолентой и перевёрнуты на 180 градусов - то есть, они контролируют перемещение людей не по полу, а… по потолку! И таких "мелочей" очень много. Похоже, что ни в руководстве Службы безопасности ГМВ, ни в организации, обслуживающей охранную сигнализацию Музея, просто нет квалифицированных специалистов, которые могли бы поддерживать безопасность Музея на должном уровне.
Но самый большой недостаток в системе охраны нового музея – это отсутствие третьего рубежа, то есть охранной сигнализации экспонатов в круглосуточном режиме, как нет её и в самом ГМВ на Никитском бульваре. В общественном Музее имени Н.К.Рериха под охраной третьего рубежа находились практически все картины постоянной экспозиции и витрины с наиболее ценными экспонатами. При попытке нарушителя снять или просто задеть картину срабатывала сигнализация и включался звуковой сигнал, привлекавший внимание музейных смотрителей, по сигналу "тревоги" прибывал дежурный сотрудник Службы безопасности Музея. Сейчас эта система частично повреждена и отключена, а посетители могут обратить внимание на то, что в верхней части повесочной системы провисают горизонтальные струны с непонятными крючками.
Одним из важных элементов современной системы музейной безопасности является система охранного телевидения (СОТ). Современные системы видеонаблюдения позволяют не только удалённо наблюдать за тем или иным помещением или пространством, но и получать оперативный доступ к видеоархиву, чтобы по горячим следам выявлять причины тех или иных событий. Также программная оболочка позволяет настраивать виртуальные "детекторы движения", детекторы оставленных предметов и т.п. При наличии в видеокамерах автоматической инфракрасной подсветки, которая позволяет "видеть" в темноте, можно получить полноценную систему безопасности, которая эффективно дополняет, а в некоторых случаях и заменяет традиционную охранную сигнализацию. Именно такая современная система и была спроектирована и смонтирована в общественном Музее в 2012–2013 годах.
Однажды при помощи этой системы в ночном режиме была выявлена даже утечка фреона из системы вентиляции одного из залов. Именно при помощи СОТ был зафиксирован первый приход руководства ГМВ в общественный Музей имени Н.К.Рериха ещё 17 ноября 2015 года. Но 20 декабря 2017 года мы увидели, что видеокамеры охранного телевидения МЦР в залах Музея неестественно развёрнуты (многие из них были направлены в пол, стены или потолок) и, скорее всего, отключены. Когда сотрудников МЦР 12 февраля 2018 года впервые допустили в Депозитарий, то и там все видеокамеры оказались отключены".
Итак, охранно-пожарная сигнализация музея частично неисправна, сигнализация картин отключена, видеонаблюдение отсутствует. Нарушены положения федеральной инструкции ТТ-2000 Министерства культуры РФ (в части необходимости наличия охранной сигнализации третьего рубежа и системы охранного телевидения). Таким образом, создаются предпосылки для утраты и хищения наследия Рерихов.