Posted 27 августа 2018, 15:26

Published 27 августа 2018, 15:26

Modified 7 марта, 16:41

Updated 7 марта, 16:41

Бедным не беспокоиться. К чему приведет программа "Дворы без машин"

27 августа 2018, 15:26
Сюжет
Выборы
"Новые Известия" прочитали между строк предвыборные обещания мэра Собянина. И обнаружили много интересного. Например, что москвичей, возможно, лишат права бесплатно парковаться во дворах, предложив взамен лишь платные варианты.

Сегодня для Москвы один из самых болезненных вопросов – парковочный. В лужковский период шла непрерывная борьба автомобилистов и пешеходов, а при Собянине появились платные парковки. Радикально, безапелляционно и вопреки обещаниям властей «ещё чуть-чуть расширить зону применения и остановиться».

В 2012 году планы были только на Бульварное кольцо, в 2014 году граница отползла до ТТК. Сергей Собянин тогда заявил, что «дальнейшие расширения вполне возможны, но они будут точечные... Но уже в конце 2016-го платная парковка пошла в спальные районы. Стало очевидно, что в мэрии всерьез задумали оставить горожан без личного транспорта. В Москве будущего машина должна превратиться в предмет роскоши и источник доходов столичной казны.

Вот, например, письменное обращение и.о. главы управы района Строгино (находится на окраине столицы!) С. Е. Меркушина к депутатам: «В целях увеличения объемов бюджетных ассигнований, прошу вас рассмотреть адресный перечень улиц для организации платной парковки».

В перечне - улицы, на которых проблем с парковкой никогда не было. То есть организация парковочного пространства в жилых районах – исключительно коммерческий проект городских властей, не имеющий отношения к повышению качества жизни. Москвичи привыкли платить за парковки на улицах. Выезд со двора стал фактически платным. Штрафы, камеры и парковки сделали любую поездку потенциально опасной для семейного бюджета. Но тем, кто уже привык к этому, не стоит расслабляться: похоже, новый план Собянина – дворы без машин - может стать новым источником расходов.

Разговоры о "платных" дворах ведутся уже давно, но почему же мы решили, что это будет одной из главных тем нового срока действующего мэра? Эту идею активно пропагандирует консалтинговая компания Boston Consulting Group (BCG). Именно их докладом, как флагом, размахивают официальные руководители предвыборного штаба Собянина.

На 19-ой странице этого программного документа описана «Программа развития комфортной городской среды Москвы», где пунктом значится следующая цель: «Уютный двор без машин — благоустроенный, чистый двор без машин с разнообразной инфраструктурой (столы, скамьи, детские и спортивные площадки, парковки для велосипедов и т. д.)".

Если Вы еще не поняли, о чем речь, дается пояснение: «Концепция «двор без машин» подразумевает полный перенос парковок из дворов домов в специально выделенные места (многоуровневые или подземные парковки, парковки с другой стороны дома, парковки на уровне земли с построением над ними второго уровня и вынесением двора на него).»

То есть чиновники проговорились - дворам без парковок быть! И включили это маленькими буквами в сноски остального, радужного текста. Часто бывает так, что в июле консалтинговые агентства публикуют доклад, а уже в августе он становится поводом для поручений мэра. А еще бывает и так, что консалтинговые фирмы публикуют комплиментарный рейтинг за месяц до выборов.

Но почему мы считаем, что доклад BCG – это, скорее творчество чиновников, а не «независимое исследование»? Напомним: у BCG российская столица вошла в топ мегаполисов мира. Оценка давалась по следующим параметрам: Москва оказалась на 2 месте по покрытию города парками, на 3 месте по количеству городских фестивалей, на 5 месте по протяжённости пешеходных зон, вошла в топ-5 по освещённости. Эти критерии сделали Москву чуть ли не «Лучшим городом земли». Жаль, что не посчитали количество снеговиков и снежных баб зимой, это позволило бы нам занять уверенное первое место, а не скромно плестись в пятерке лучших.

При этом не были учтены ни удобный и доступный общественный транспорт, ни развитие дорожной сети, ни продолжительность стояния в дорожных пробках,и ни продолжительность жизни, доступность и качество медицины, образования и многое другое. Важность этих параметров нельзя недооценивать. Вот, что по этому поводу говорит Леонид Антонов, координатор общественного движения «Автомобилисты Москвы»:

«В Москве транспортная система состоит из двух основных компонентов – общественный транспорт и личные автомобили. Это довольно равновесные компоненты. Ежедневно в метро ездит порядка 4,5 млн людей и порядка 5 млн человек ежедневно пользуются личными автомобилями. Поэтому мечта этих так называемых урбанистов о том, чтобы были дворы без машин, в сознании этих людей эквивалентно тому, чтобы лишить москвичей автомобилей, возможности пользоваться автомобилями, равносильна попытке уничтожить всю транспортную систему Москвы».

Если учитывать транспортную инфраструктуру, то выясняется следующее: в самом авторитетном рейтинге комфортных городов мира от консалтинговой компании Mercer, Москва занимает лишь 167 место. В рейтинге самых комфортных городов от «The Economist», который учитывает и транспортную инфраструктуру, и медицину, и множество других факторов, Москва занимает 68 место из 140 возможных. А если взять для сравнения портал Numbeo – главный источник информации для людей, которые желают переехать в другой город или другую страну, Москва занимает 175 место из 200, это рядом с Екатеринбургом и… колумбийской Боготой.

Но несмотря на эти «случайные" совпадения почему же мы считаем, что это доклад чиновников мэрии, решивших продвигать свои планы через международную фирму? Дело в том, что в 2017 году, Москва щедро заплатила этой компании.

В декабре 2017 года BCG получила 118 млн. рублей от московских властей.

Правда, деньги выделили на «Стратегию развития туризма». Но заодно консалтеры сварганили и предвыборный доклад, который штаб кандидата не стесняется использовать в агитации и пропаганде. Насколько это законно - решать ЦИКу. Мы направили запрос в головной офис консалтинговой фирмы с просьбой пояснить, как все эти действия соотносятся друг с другом по мнению BCG, и получили ответ, что никак не соотносятся.

В агентстве также ответили, что никакие исследования и опросы населения, показывающие необходимость создания дворов без машин, не проводились. Как не проводились и исследования наличия свободных пространств для строительства паркингов в уже построенных районах. Не посчитали нужным и узнать, как далеко люди готовы ходить за своим автомобилем. А на вопрос о том, почему под понятием «комфортная среда» подразумевается именно выбранный набор параметров, и как их выбирали, нам дали, как мы считаем, гениальный ответ, одну из формулировок которого мы просто не можем не привести дословно: «Контекст меняет поведение, новое поведение создает новое содержание, в свою очередь меняя контекст».

В общем, могли бы с таким же успехом прислать пространную цитату из Гегеля...

Но вернемся к главному вопросу – куда после выборов нам девать машины? Действующие нормы СанПиН (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03) запрещают располагать паркинги ближе 50 метров от фасадов жилых домов с окнами, детских и учебных заведений, и ближе 35 метров от фасадов жилых домов без окон. То есть нужны очень большие площадки, которых в Москве нет. Яркий пример: паркинг на улице Ак. Королёва. Его поставили прямо рядом с Останкинской башней – там место было. Вот только жилых домов у подножья телебашни вообще нет. Зачем такой гараж нужен? Инвестиция? Сомнительно, ведь гаражи в Москве без судебных решений и компенсаций сносили в прошлом году, сносят и в этом (например, гаражный комплекс, прозванный «Шанхай» вблизи пр. Вернадского).

В Германии и Голландии тоже пытались сделать старые дворы без машин: пришлось поднимать весь двор на один-два этажа, чтобы под ним сделать парковку. Естественно, дома тоже пришлось наращивать вверх. Стоимость подобных работ в масштабах всей Москвы даже страшно представить! «Девелоперов эта идея вряд ли заинтересует, так как она может потребовать значительных финансовых и трудовых затрат» – отмечает управляющий партнёр «Метриум Групп» Мария Литинецкая. https://www.irn.ru/articles/36899.html

Стартовавшая в 2009 году (и прекращённая в начале 2018 года) программа «Народный гараж» провалилась. Машиноместа не покупали, даже по фиксированной цене 350 тыс. рублей. Парковки построили на свободных территориях - там, где нет жилых домов. До них просто было не дойти. Даже после того, как спрос на гаражи вырос, объёмы продаж всё равно оставались крайне низкими. В 2015 году продали 157 машиномест, в 2016 г - 516, а в 2017 г - 1450 мест. А построили 50.000!

Следовательно, машины придется либо продать, либо платить баснословную ренту. Места на дороге, как показывает практика, и так всем не хватает – что уж говорить о многоэтажных «ульях», растущих как грибы и смотрящих окна в окна. Так что многим придется отказываться от собственной машины: мало кому из жителей домов со старыми дворами будет удобно нарезать километры до паркинга (если еще хватит средств на покупку машиноместа). А в новых дворах – опять же, встает вопрос цены.

Да и среди экспертов едва ли возможно найти сторонников «дворов без машин» по всей Москве. Елена Шомина, профессор Высшей школы урбанистики считает, что «Дворы без машин в нашей ситуации нереальны. Это возможно только тогда, когда происходит стартовая застройка, когда планируют судьбу поселения нового, тогда всё учитывается. Сегодня новых технологий достаточно для того, чтобы загнать машины под землю или в многоэтажные гаражные комплексы. Вариантов у застройщиков много. Но в той застройке живой, которая сегодня есть, боюсь, что это нереально».

По мнению Максима Перова, профессора Международной академии архитектуры, в новых кварталах, которые только начинают планировать, идея имеет право на жизнь: «При дворе без машин себестоимость развития территории растёт, при этом растёт и рыночная стоимость недвижимости. Среда улучшается, растёт рыночная стоимость». Однако при этом эксперт уточняет, что «законодательно заставить покупать квартиру с обязательной покупкой машиноместа нельзя. В целом говорить об экономическом эффекте этого мероприятия довольно сложно». Но если говорить о Москве в целом, то Перов солидарен с Еленой Шоминой: «В Москве внедрить дворы без машин невозможно. Возможно только в условиях новой застройки».

Особенно странно видеть активную пропаганду дворов без машин в то время, когда в Москве множество других нерешённых проблем. В плане медицины столица плетётся в середине мировых рейтингов, есть большие проблемы с экологией, всё ещё отсутствует полноценная безбарьерная среда. По мнению Елены Шоминой, последний момент особенно важен для создания комфортной городской среды: «Есть большая категория жителей, мам с колясками, маломобильных граждан, для которых даже преодолеть подъём с проезжей части на тротуар, если не сделан пандус, представляется проблемой».

Активная пропаганда безмашинных дворов – это, по сути, новый налог, ведь только на платных парковках Москва в прошлом году заработала 5,3 млрд. рублей. А на «дворах без машин» возможно удастся собрать еще больше. Чиновники всегда довольно неясно формулируют свои предвыборные обещания, но в этот раз мы услышали... Дворы без машин - это ведь про москвичей без машин? Не так ли, Сергей Семенович?

Ведь в представлении градоначальников Москва - это город богатых. У кого и лишний миллион долларов на квартирку бизнес-класса имеется, и 50-100 тысяч тех же "зеленых" на подземную парковку. Все прочие граждане пусть катаются на электробусах и метро.

С точки зрения урбанистов дворы без машин - штука , конечно, полезная и красивая. Вот только говорить о своих планах на будущему мэру следует не после, а ДО выборов. Потому что среди 15-миллионного населения Москвы пока еще не все урбанисты.

Подпишитесь