Posted 26 августа 2018, 15:04
Published 26 августа 2018, 15:04
Modified 7 марта, 16:42
Updated 7 марта, 16:42
"Главной страной поездки Меркель стал, безусловно, Азербайджан, - пишет в своём Живом Журнале Анатолий Несмиян. - Но и визиты в Грузию и Армению имели свой собственный смысл, увязанный с общей целью всей поездки.
В Грузии самым важным стало соглашение о выделении 150 млн евро на строительство подземного газового хранилища вблизи Тбилиси, которое должно стать интегральной частью проекта TANAP и повысить его устойчивость. Армения также крайне важна, так как в армянском Гюмри расположена российская военная база, потенциально способная угрожать газопроводу. Сама по себе база с одной стороны является инструментом давления России на Армению, однако и Армения имеет возможность давить на Россию возможным отказом от предоставления территории - ситуация обоюдная. Произошедшая "бархатная революция" в Армении существенно меняет возможности Кремля в этой стране. Пашинян подчеркнуто дружелюбен с Россией, но твердо и неустанно употребляет словосочетание "суверенитет Армении", демонстрируя его как высший приоритет для новой власти.
Так что визит Меркель именно к Пашиняну, хотя и не привел ни к каким конкретным договоренностям, но значение имеет, и очень серьезное. Немцы впервые завели речь, что готовы взять на себя ответственность в вопросе урегулирования карабахского конфликта. Это совершенно новый акцент, крайне неприятный для Кремля.
Центральный визит Меркель - это, конечно, Азербайджан. Значение Южного газового коридора для ЕС и Германии резко возросло и приобрело практический смысл после запуска ТАНАП, и Меркель, естественно, хочет быть гарантирована от любых неожиданностей (это как раз касается карабахского вопроса) и демонополизировать трубу ТАНАП, которую сейчас единолично наполняет Азербайджан.
Интерес азербайджанцев - в отсутствии конкурентов, однако без дополнительных объемов газа проект ТАНАП не выглядит слишком устойчивым. Поэтому рано или поздно, но придется решать вопрос о допуске к трубе сторонних производителей газа - Ирана, Катара, Туркмении. А это потребует строительства новых мощностей и очередей трубопровода, созданию консорциума - в общем, все возникающие вопросы развития любого проекта.
В этом смысле Меркель закладывает договоренности на будущее, а также пытается понять общую обстановку в регионе в свете начавшейся атаки США на Иран".
"Штатам интересно отрезать ЕС не от газа России, а от газа вообще, - добавляет forosenko. - Так что проект этот ждёт не мало неприятностей. Логично предположить, что Штаты будут решать эту проблемы руками России и Катара, кстати. Вероятно что регион ждут потрясения. Что-то я сомневаюсь что Меркель готовы идти на открытый конфликт с Вашингтоном".