- Вчера в 10.00 я был вызван в Кромской следственный комитет, где следователь из Орла мне сообщила, что ФСБ инициировала проверку моей вышедшей в США в 2015 году книги стихов о 2-ой Мировой войне "Кровавая память" на предмет наличия в ней призывов к экстремистской деятельности, - сообщает Александр Михайлович. - . Сотрудница СК уточнила, что в отношении меня пока не стали возбуждать новое 7-ое уголовное дело, а материалы проверки было решено приобщить к расследуемому сейчас 6-му уголовному делу, соединив, таким образом, в одно производство два эпизода, которые мне инкриминируют (наряду со стихотворением "Посвящается расширению НАТО на восток.")
Видимо, даже для ретивейших орловских чекистов возбуждать против меня каждый месяц по новому уголовному делу - явный перебор. Не исключено, что российские силовики пытаются подвести меня под статью о реабилитации и оправдании нацизма, поскольку в книге есть стихи о военных преступлениях высшего руководства СССР в период 2-ой Мировой войны: наш совместный раздел Польши с фашистской Германией, Катынский расстрел, позорная Советско-финнская война, оккупация Прибалтики, Западной Украины и Западной Белоруссии, случаи массового мародёрства и насилия в отношении мирного населения Германии советскими солдатами, скандальное "трофейное дело" Маршала Жукова, то есть, те крайне неприятные факты из нашей отечественной истории, одно упоминание о которых вызывает весьма болезненную реакцию современной российской власти, в последнее время настойчиво стремящейся обелить Сталина и его подельников. Мы с моим адвокатом, как бы это помягче сказать, в …нирване. Искать в стихотворениях о событиях более чем семидесятилетней давности не просто экстремизм, а призывы к экстремистской деятельности - такого идиотизма, пожалуй, ещё не было в мировой истории. Здесь наши доблестные органы оказались впереди планеты всей».
Планетарный масштаб «наших органов» вовсе не шутка. Чтобы перекрыть кислород Александру Бывшеву – опасному противнику Отечества – кромские силовики добрались даже до Америки и взяли там за жабры издателя, симпатизирующего «поэту-экстремисту». По словам Александра, дело было так: «Пару лет назад одного моего американского издателя США вызывали на беседу в ФБР, поскольку в России я внесён в список действующих экстремистов и террористов, наряду с ИГИЛ и Аль-Каида (запрещены в России – ред.). С тех пор дело с изданием моих книг в Штатах застопорилась, а сам издатель перестал выходить со мной на связь, хотя я ему передал рукопись новой книги, и он мне сказал, что она должна выйти в ближайшее время. Это было ещё в 2016 году...»
Американского издателя, выпустившего в 2015 году в Чикаго книгу Бывшева «Кровавая память», зовут Вадим Молодый. В России его помнят как поэта и эссеита. С 1990 года живет в США, член редколлегии международного литературно-художественного журнала «Международные задворки», ведущий авторской программы на радио «Народная волна Чикаго», куда неоднократно приглашал Александра Бывшева на прямой эфир и давал обещания напечатать все его книги. Рукописи давно высланы. Последнее письмо от Вадима Молодого Бывшев получил 21 марта 2016 года. Оно было кратким: «Дорогой Саша! Получил. Приступаю. Ваш Вадим». С тех пор издатель-покровитель больше на связь не выходил. Поэт Бывшев теряется в догадках:
- Мой френд по Фейсбуку Майк Мхеидзы, который и познакомил нас с Вадимом, рассказал мне, что пару лет назад его вызывали на беседу в ФБР из-за меня… Может, такое резко прекращение издания моих книг в США как-то связано с этим эпизодом? Честно говоря, все может быть. За американцев тревожно…
А что тут думать? У кромских силовиков, похоже, длинные руки. Повязали американских друзей, дали по метле – и на улицы Чикаго. Там, поди-ка мусора не меньше, чем в поселке Кромы. Но если это не так, отзывайтесь, ребята! Поэт-экстремист из российской глубинки, на котором уголовных дел больше, чем на собаке блох, за вас переживает.
Уголовные дела как из рога изобилия сыплются на Бывшева с 2014 года, после присоединения Крыма к России. В отличие от своих земляков, патриотично ликовавших по поводу воссоединения, сельский учитель Александр Михайлович Бывшев воспринял процесс неоднозначно. Поэтические слова сочувствия Украине он опубликовал на своей странице в интернете. Из трех читателей стихотворения один оказался местным прокурором, углядевшим между строк « разжигание вражды и межнациональной розни». Так доморощенный поэт стал фигурантом «модной» 282 статьи УК, получил запрет на профессию и вошел в список «экстремистов» России со всеми вытекающими последствиями.
Кто не в курсе, последствия такие:
-«невыездной» (передвигаться может только по своему поселку с населением 6000 человек),
-поражен в правах (блокированы банковские карты, денежные переводы, посылки),
-ограничен в общении и творчестве (при регулярных обысках изымаются средства связи, а прослушиваются практически всегда).
Вот свидетельство Александра: «"Вчера на радио "Крым. Реалии." была передача о преследовании в России и в Крыму за поэзию. Предусматривалось моё 10-минутное интервью в прямом эфире. Но "бдительные товарищи", денно и нощно висящие на моём сотовом телефоне, сделали всё возможное, чтобы помешать моему участию в данной программе. И им это практически удалось. У меня сразу начались проблемы со звуком, неоднократно обрывалась связь, появлялись посторонние шумы в телефоне и т. д. Так что ведущему пришлось трижды (!!!) набирать мой номер. В общем, благодаря блестящей спецоперации наших доблестных силовиков вместо 10-минутного подробного разговора в эфир успело попасть всего несколько моих фраз. Не сомневаюсь, что кто-то уже готовится получить премию за успешно выполненное задание и примеряется к очередному званию. "Герои", ничего не скажешь..."
Да что там телефон! Кому надо, опасную уголовщину находят даже в откликах поэта на чужие статьи о городских помойках. Например, пятое уголовное дело против Бывшева возбуждено в апреле, когда шел процесс по его очередному уголовному делу, а вся Орловщина утопала в грязи, даже следователи не могли добраться до здания райсуда. Поэт рифмой откликнулся на эту беду. Вот итог: « Та же самая 282-я статья "экстремизм", за два поэтических комментария на нашем областном оппозиционном сайте "Орлец" к статье "О людях и свиньях." Я написал пару коротких стихов "Русский дух" и "Могучая куча." Кстати, прошлый год был объявлен Путиным Годом экологии. А я "посмел" возмутиться наличию мусорных свалок в городе Орле, которые неделями не убирают. И в этом "оскорблённые граждане" увидели "разжигание ненависти и вражды по национальному признаку."
Сейчас Александр отбывает наказание – 300 часов общественных работ - за стихотворение "На независимость Украины" (посвящено событиям столетней давности). По иронии судьбы (или судьи?) чистит те самые помойки, которые критиковал.
Пишет в «НИ»: «Принудительные работы продолжаются уже 2 месяца. Приходится делать всё: убирать мусор, косить траву, грузить кирпичи и щебень, заливать раствор, делать отмостку, вырубать клёны. На следующей неделе собирались отправить меня на дорожные работы (укладывать асфальт.) так что работы хватает».
Земляки, кстати, гадят активно – все в курсе, что на бывшем учителе еще два уголовных дела и надо обеспечить его грязной работой по самую макушку.
На самом деле, люди не успевают за событиями, потому что правоохранительные органы по Бывшеву работают в авральном режиме и без отдыха.