Posted 25 августа 2018, 10:42
Published 25 августа 2018, 10:42
Modified 7 марта, 16:43
Updated 7 марта, 16:43
"Раз уж зашла речь о протекционизме, выполню старое обещание и расскажу о том, как мы собирались поучаствовать в ремонте и обстановке лондонской квартиры, - пишет в своём Живом Журнале Артём Сущёвский. - А то сейчас либеральная общественность не прекращая воет о пошлинах на интернет-покупки, и как это гадко и тоталитарно. Ну вот вам тогда репортаж из колыбели демократии.
Вводные данные. Заказчик - "наш человек", из Питера, но уже с английским гражданством. В своё время делал у нас через хорошего архитектора и квартиру, и дом, и офис, остался доволен. Теперь пришла время обустраивать элитное лондонское гнёздышко. Посчитал проект у местных - офигел: ровно в десять раз дороже. У итальянцев - дороже чем у нас в пять раз. "Ага, это англичане просто тупые!" - обрадовался заказчик, и решил устроить тендер.
Участвовали мы, эстонцы и португальцы. У нас, со всеми таможнями, санкциями и командировочными, получается выгоднее всего. "Ура!" - сказал заказчик. "Ура!" - сказала архитектор. "Ура!" - сказали мы. Пошла предварительная работа. В процессе которой выяснились следующие вещи.
а) Производить общий надзор стройки могут только местные лицензированные компании. Причём их не то чтобы мало, на означенный район их буквально три, и прейскурант у всех подозрительно одинаковый (разница смет не превышала 1,5-2%)
б) Несомненно, заказчик имеет полное право привлекать своих подрядчиков, но только на условиях договора с главным (то есть местным, лицензированным) исполнителем работ, на условиях субподряда.
"Так, всё несколько сложнее, но решаемо" - подумал заказчик. Аналогично подумала архитектор и мы. Подготовительные работы продолжились, и вскоре дело дошло уже до заключения трёхстороннего договора (на самом деле сторон там было больше, но российских поставщиков я для удобства объединяю в одну). Читаем мелкий шрифт и условия - каждый из производителей работ (с нами вместе их четверо) должен внести залог в 20 000 фунтов. "А как же", - отвечают лицензированные. - "На данный конкретный объект недвижимости есть оплаченная заказчиком лицензия на ремонт, действительная в течение полугода. Если кто-то из вас нас продинамит по срокам, нам надо будет покупать ещё одну лицензию, уже за свой счёт. Должны же мы себя подстраховать?"
"Окей", - отвечаем мы. - "Тогда мы скидываемся вчетвером, и вносим залог, а если будет динамо, то разбираться кто кому должен из сгоревшего залога, мы будем между собой самостоятельно". "Если потом кто-то из вас начнёт с нами судиться, то это будет неприятный и затратный казус, а поэтому вот пункт инструкции такой-то, мы действуем согласно бла-бла-бла параграф три сноска пятнадцать, можно только так и не иначе".
Пару дней мы чешем репы. Потом озарением приходит чисто российский способ решения проблемы: а мы сейчас сделаем новое юрлицо, и все четверо будем работать через него, и никаких тогда казусов. На что предсказуемо получаем очередное "ноу" - фирма-новодел, ноль лет опыта работы на рынке, фи, как неэстетично, как вы можете предлагать нам, честным английским гражданам, подобное непотребство?
Собственно, именно на этом всё и закончилось. Мы ещё немного подёргались, и сдались. Потому что да, хороший имиджевый проект, всё такое, для портфолио замечательно, но ведь ясен пень, что честные английские граждане сделают всё, чтобы мы не уложились в сроки, и срубят на этом 60 000 полновесных фунтов. Которые в общем-то и есть вся наша прибыль с объекта, всех четырёх контор. Для очистки совести посоветовались с компетентными товарищами, те нам подтвердили, что именно так оно всё и будет, и мы сказали "в сад", пусть за портфолио эстонцы корячатся, а у нас и так работы на четыре месяца вперёд.
Корячились в результате не эстонцы, а португальцы. Ребята оказались ушлыми, видимо не первый раз. Поэтому, чтобы отбить свои залоги (сколько их было в этом случае не знаю), выжали из недоговорённостей или разночтений в договорах и сметах всё. Начиная от качества используемых материалов, и заканчивая изъятием целой позиции из спецификации в окончательном, на подпись, варианте договора (ну то есть грубо говоря убрали из обязательств огромный мебельный гарнитур).
Кое-как ремонт всё же закончили, заказчик по результатам переплатил чуть ли не вдвое от изначальной суммы, и уже явно не настолько уверен в тупости аборигенов. А то, чем чёрт не шутит, может у человека и насчёт себя появились сомнения? Архитектор плакала в голос. Она убила на объект год жизни, а в результате - "Эти уроды всё испортили! Я этим не то что похвастаться не смогу, мне придётся скрывать, что я имею к этому объекту хоть какое-то отношение!"
Ну а нам оставалось лишь тихо перекреститься и выдохнуть с облегчением, что Бог миловал, и не дал ввязаться в этот скандал. Ну вот где-то так, дорогие товарищи. Причём, если бы у нас не было вообще никакого опыта работы за рубежом, было бы ещё понятно. Но нет, работали мы и в Израиле, и в Штатах, отметились не только в раздолбайской Испании, но и в скандинавски-забюрократизированных Финляндии и Швеции (где лишняя башенка на проекте дома может выйти по деньгам в ещё один дом), и ничего, как-то получалось. А вот в цитадели демократии нас научили как родину любить. Причём строго следуя букве закона, и не отказав ни в одном пожелании заказчика".
"В Канаде точно такая же история с лицензиями, - пишет thinker_mitrich. - Защищают канадцы свой рынок, и в первую очередь от южного соседа. А у самого соседа уже сильно от штата зависит, как ни крути, а 50 разных государств".
"Немецкие переселенцы как-то решили сэкономить и строили дом всей семьей по выходным, - пишет solar_front. - Пришла телега-штраф за нарушение покоя соседей ( ну, люди не в курсе бывает). Но это мелочи: налоговая заинтересовалась и посчитала это за нелегальную работу и скрытие налогов. Получили по полной".
"Глобализация и открытые рынки - для лохов, у нас все для нашего производителя", - пишет daniel_grishin.