Продававшиеся ранее в Куршевеле, где зимой "тусовалась" российская элита, немыслимо вульгарные, но безумно дорогие шубы или расшитые жемчугами угги "специально для россиян", наверняка смешили утончённых французов. Но их покупали. В чём же дело? Почему так плохо со вкусом даже у многих из тех, кто и богат, и влиятелен и образован?
"В нашей стране всегда была огромная проблема со вкусом, - пишет eljibor813. - Не в смысле - хорошим-плохим, а в смысле его отсутствия как понятия. Нечем было его формировать, и это до сих пор аукается.
Оно и понятно, нет большой наследственной базы, и где ж её взять... Корни подрублены. Как говорится, чтобы стать интеллигентом, надо родиться в семье интеллигентов, и чтобы и бабушки с дедушками ими были".
Эксперт в области "языка одежды" selyanka1 ответила на этот комментарий отдельным постом:
"У каждого народа есть свой коллективный вкус, который вырабатывался столетиями, а то и тысячелетиями в форме художественных традиций, включая традиции народной одежды. При этом, несмотря на различия в статусе знати и остального народа (а одежда всегда в прежние времена была очень статусной вещью в связи со стоимостью и временем производства) и у знати, и у остального народа был примерно одинаковый вкус. И в силу того, что "остальной народ" обычно пытается копировать знать, а по возможности в эту знать ещё и каким-то образом выбиться, каких-то глубоких противоречий во вкусе знати и "остального народа" обычно не было.
Поскольку Россия - страна многонациональная и в ней жило и живет множество народов, да еще и территория такая огромная, и климат такой разный, на территории страны существовало множество своих вкусов и стилей одежды. И это никого не напрягало. Между народами существовала торговля и прочее взаимодействие, вкусы как-то менялись, какие-то вещи друг у друга заимствовались, но все это происходило естественным образом и эволюционно.
Все изменилось с Петром I, который вместо эволюционного решил пойти революционным путем и вместе с необходимыми стране реформами и изменениями в торговлe, науке, промышленности и т.д., решил еще и резко поменять культурный код знати, переделав ее на западный лад. Причем некоторые вещи доходили до маразма. Заставил курить табак, бороды начал рубить и т.д.
С Петром I в Россию пришла западная мода одежды для элиты, и элита начала одеваться в культурном и стилевом отношении совершенно другим образом, не как остальной народ. При этом у элиты постоянно менялись векторы- то они в сторону Голландии и Германии глядели, то в сторону Франции, то в сторону Великобритании. И не только в отношении одежды, но и кухни, например. Весь XVIII и XIX век в российской культуре — это век бесконечных заимствований от кого-то и метаний от одного стиля к другому, причем от Европы к Азии и обратно к русскому прошлому.
Да хоть на архитектуру можно посмотреть. Стиль то готический, то барокко, то ампир, то мавританский, то псевдорусский. И тут же сады при дворцах, то во французском стиле, то в ландшафтном английском. То вообще мавританский дворик-садик.То есть элита копировала чужую элиту с чужим культурным кодом, а народ пытался копировать свою элиту, тоже перенимая чужой культурный код. А когда своя элита начинает подстраиваться (в одежде, еде, манерах) под чужую, она дает народу знак, что чужая элита лучше, а своя элита - шестерки, которые как бы и элита, но так, на службе у другой. И та, другая элита и их жизнь - лучше. Это очень подсознательно работает, на уровне чутья.
Романовы в XIX веке поняли это как-то. Западников и славянофилов все помнят. Как Николай I кокошники при дворе вводил. Как Николай II балы в древнерусском стиле устраивал. Не помогло. Слишком уж элита "не своей" стала, слишком далека она стала от народа, как дедушка Ленин говорил. И одними кокошниками дело было не исправить. А еще когда чужой культурный код перенимается эволюционно в течение какого-то длительного времени, он приспосабливается, ассимилируется и становится своим культурным кодом. Но вот когда каждые 50 лет, а то и 20 у элиты сносит крышу на новое -фильство, вот тут начинаются проблемы. Не успевает народ привыкнуть и чужой культурный код в свой переварить.
В СССР вообще создавали общность "советский человек", интернационалист, в какой-то степени глобалист, несущий миру коммунистические идеи освобождения от "рабства". Судя по всему, национальная одежда этому как-то мешала, как и всякие другие национальные вещи типа праздников, отличных от 1 мая и 7 ноября, не говоря уже о религии. К тому же в СССР на одежду обращали очень мало внимания, она была в самом конце приоритетов в планах развития промышленности, поэтому, когда после Второй Мировой производство одежды стало массовым, народ одели в разнообразную форму и этy форму стандартно в основном и шили, лишь бы подешевле. Развитию вкуса у народа такие вещи не способствуют.
Далее, на Западе, где проблем с деньгами не было и где массово можно было производить все, что угодно, начали создавать индустрию массовой моды и расширять рынки сбыта именно массовой одежды с помощью навязчивой рекламы и маркетинга. При этом у разныx народов свой тип конституции тела, свой тип кожи, свои волосы, свои какие-то отличия, под которые веками создавалась национальная традиционная одежда. Ну все же могут посмотреть на африканские попы чемоданчиками. Вы где такую попу на территории России вообще можете встретить?
В России считается, что самые стильные и красиво одевающиеся женщины, у которых есть врожденный вкус — это француженки и итальянки. Как вы думаете, почему так получилось? А потому что французские и итальянские дизайнеры правили бал на этом рынке, создавая одежду с культурным кодом, который подходил этим странам, в стиле, который хорошо смотрелся именно на представительницах этих народностей. А y других народов исторически был другой стиль, другой культурный код, другие понятия красоты.
У меня в комментариях в последнее время неоднократно писали про четыре цветотипa внешности (типа людей с разными волосами, глазами и типом кожи) - Зима, Весна, Лето, Осень. И этим людям идут совсем разные цветовые комбинации. Какие у нас в основном француженки с итальянками? Брюнетки? А в России какой цвет волос самый распространенный? Русый? Ну волосы это только один пример, там еще и все остальное в придачу. Hа огромном количестве российских женщин "маленькое черное платье" от Шанель будет смотреться как на корове седло. И белый верх-черный низ тоже как-то не всем подходит, вернее красить будет мало кого, главнoе, чтоб совсем уж не испортил, и то хорошо.
И, самое главное, в новой послесоветской России сидит элита, которая до сих пор -фильская, которая на Запад неровно дышит, своим собственным идолом для того, какими должны быть элиты, выбрала Виндзоров и бабу Лизу, а идеалом, какой должна быть одежда, выбрала французские и итальянские бренды. Ну и народ подтягивается. Покупает, например, китайский контрафакт с огромными безвкусными надписями брендов такими большими буквами, чтоб за километр можно было увидеть. Обсуждает ежедневно каких-то Кейт Миддлтон с Меган Маркл и филейные части каких-то Лопес и Кардашьян. И что кто их них на себя надел и где бы нам тоже такое достать. Филейная часть, правда, на территории России для этого плохо подходит, но сказали модно - значит модно. Надо брать!
И в одежде от Миддлтон, Маркл, Лопес и Кардашьян, выглядят они как Маньки из Хацапетовки, без вкуса, стиля и чувства меры. Чужое надели, для другого народа, других типов фигур, другой кожи, волос, роста и величины филейной части. Сделанное для людей с другим, чужим культурным кодом.
Конечно, можно итальянцам что-то там заказать. И итальянцы специально для русских "ванек" коллекции делать будут, в цыганском стиле. На день рождения лучшего клиента специальный подарок от Дольче Габбана в том, что Дольче Габбана понимает под "русским стилем". Про издевательство над церковью и религией Дольче Габбана не понимает. Про чувство меры тоже.
Или вот в таком. Созданная итальянцами (под видом российской фирмы) олимпийская форма для российских спортсменов, получившая в народе прозвище "Лакейская". И будут русские как натуральные клоуны, а итальянцы, небось, еще и хихикать будут, только вслух не скажут.
Так откуда вкус то будет? Нет большой наследственной базы, и где ж её взять... Корни подрублены. Интеллигенты в третьем поколении тут не нужны. Нужно просто вернуть то, что было. Культурный код. А Виндзоров нафиг".