Как известно, 21 августа в Госдуме состоялись слушания по совершенствованию пенсионного законодательства. В них принял участие Секретарь Общественной палаты РФ Валерий Фадеев. «Новые Известия» публикуют полный текст его выступления:
«ОП РФ провела несколько обсуждений пенсионной реформы. Все общественные палаты регионов также обсуждали у себя предлагаемый законопроект. У нас есть очень серьезный массив предложений. Мы уже подготовили частично эти предложения и направили в виде 27 вопросов правительству. Мы готовы принимать участие и в поиске ответов на эти вопросы, в поиске решений — вопросы очень серьезные.
Думаю, мало кто из присутствующих помнит, что в 2012 году была принята Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации. Никакие цели не достигнуты. Стратегия забыта. Нам бы хотелось узнать, почему задачи, поставленные в этой стратегии, не решены? Проведен ли анализ такого положения дел? Что случилось? Это ведь был важнейший правительственный документ. Правительство говорит, что опирается в своих расчетах на продолжительность жизни, а это очень важно. В указе Президента поставлена задача, какая должна быть продолжительность жизни. А еще в этом указе поставлены задачи относительно экономического роста, и почему-то эта тема игнорируется правительством. А там — значительный экономический рост. Алексей Леонидович (Кудрин. — Прим. ред.) показал график роста реальных пенсий за 17 лет на 25 процентов.
Я напомню, что за прошедшие девять лет был рост реальных пенсий в три раза. А тут за 17 лет — 25 процентов. Причем экономический рост в прогнозе заложен не такой, как в указе Президента. Там 1,7 процента, насколько я понимаю. Но указ Президента требует большего роста. Тогда у меня возникает вопрос. Вот вы говорите, что каждый год пенсия будет повышаться на одну тысячу рублей. А если будет экономический рост, дополнительный рост пенсий будет или нет? Ведь если экономический рост будет пять процентов, а пенсия, грубо говоря, 20 тысяч, то с ростом экономики вырастут и социальные отчисления, вот вам и дополнительная тысяча к пенсии. Или о ней забудут?
Наши расчеты показывают, что если указ Президента будет выполнен, а он должен быть выполнен, то, конечно, надо говорить не о 20 тысячах рублей — перспектива роста пенсий будет гораздо больше. Пенсии и в 27, и в 30 тысяч — это вполне реально в обозримой перспективе. Что касается других аспектов. Рынок труда. Первый раз я услышал какой-то более или менее глубокий анализ — Ярослав Иванович Кузьминов (ректор Высшей школы экономики. — Прим. ред.) сейчас изложил.
Мы уже ко второму чтению подходим, а анализа рынка труда ведь нет. Он дефицитный в перспективе? Или у нас избыток рабочей силы? Вот цифры, которые недавно опубликовал Центр стратегических разработок: внедрение цифровых технологий в сфере госуправления сократит число чиновников на 700 тысяч человек за шесть лет. Эти цифры принимаются правительством или нет? Сбербанк готовится сократить вдвое количество работников. Там работают 330 тысяч человек. 165 тысяч человек будет сокращено. Вот только чиновники и только один банк. Другие цифры есть или нет? Мы готовы провести глубокий анализ динамики рынка труда, по крайней мере, на ближайшие шесть лет?
Северный Кавказ — отдельная тема. Там и сейчас безработица среди молодых людей. Как будем решать эту проблему? А ведь безработица среди молодежи тесно связана с другой проблемой — экстремизмом. Это сложнейшая тема. Демографическая политика. Одна из ключевых задач, которые ставит Президент, — рост рождаемости. Как увязать тему повышения пенсионного возраста с демографической политикой? Есть у нас предложение, очень многие коллеги так считают, — надо увязывать возраст выхода на пенсию с количеством детей. Кажется, это очень логичная тема.
Миграционная политика. Дальний Восток. Как побудить граждан переезжать на Дальний Восток? Кажется, и здесь можно было бы тоже каким-то образом увязать обсуждаемую проблему с миграцией. Здесь многие говорили: то, что мы обсуждаем, очень серьезно влияет на все аспекты жизни людей. А раз влияет, то давайте эти аспекты обсуждать. Давайте глубже отнесемся к этой теме. Давайте не будем относиться к ней как к фискальной, финансовой. Это не финансовая проблема, она в последнюю очередь финансовая.
63 года — возраст выхода на пенсию для женщин. Конечно, это перебор очевидный. И во всех регионах, где у нас были слушания, коллеги выступают против. Это такое очень обидное, мне кажется, резкое повышение пенсионного возраста для женщин.
Ну и конечно, график. Опыт показывает, что вот так, год за год, — такого не было ни в одной стране. Это слишком быстро. Давайте все-таки сделаем медленнее — год за два. Куда спешить? Президент сказал, что у нас пять-семь лет есть, финансовое состояние страны нормальное, у нас есть время. Зачем нам гнать? Зачем обижать людей, подгонять людей под то, чтобы менять свои жизненные планы? У нас есть предложения. Мы готовы, Вячеслав Викторович (Володин. — Прим. ред.), войти в рабочую группу, которая будет создана по итогам этих слушаний, Общественная палата РФ готова принять участие в обсуждении».
Оригинал здесь