Posted 21 августа 2018, 14:42

Published 21 августа 2018, 14:42

Modified 7 марта, 16:45

Updated 7 марта, 16:45

Для сохранения цен на бензин нефтяники требуют субсидии из казны

21 августа 2018, 14:42
Сюжет
Бензин
Правительство может увеличить бюджетную субсидию нефтяникам, чтобы цены на бензин больше не росли. В 2019 году им, в частности, могут компенсировать 60% экспортной премии, и под эти цели из бюджета планируют выделить до 120 млрд рублей.

Но нефтяники уже называют эти меры недостаточными и говорят, что хотели бы получить от государства около 200 млрд рублей или все 100% экспортной премии.

«Несмотря на то, что налоговый маневр призван увеличить доходы бюджета, необходимо по возможности уберечь топливный рынок от его негативных последствий для экономики и бизнеса. И правительство готово увеличить бюджетную субсидию нефтяникам и, тем самым, пойти навстречу потребителями бензина», - заявил президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Сергей Катырин.

Как известно, суть налогового маневра в нефтяной отрасли заключается в том, что пошлина на экспорт нефти постепенно снижается, а налог на добычу полезных ископаемых адекватно увеличивается. В результате цены на нефть на внутреннем рынке приближаются к ценам мирового рынка, а после завершения маневра цены на нефть на внутреннем и внешнем рынках уравняются. Это означает перенос налоговой нагрузки с экспортеров нефти на всех покупателей нефтепродуктов внутри России. По экспертным оценкам, достаточно сказать, что только за прошлую неделю оптовые цены на бензин выросли в среднем на 7 процентов.

«Документы о продолжении налогового маневра в нефтяной отрасли подписаны, но обсуждение условий его проведения с участием регионов и бизнеса продолжается. Происходит это потому, что налоговый маневр может вызвать значительный рост цен на бензин и дизтопливо на внутреннем рынке России, а в условиях падения покупательной способности населения это недопустимо. Правительство это понимает, и предложило ввести «обратный акциз» на нефть, поставляемую на НПЗ», - считает Сергей Катырин.

"Нефтяникам действительно нужно предоставлять субсидии, чтобы внутренние цены на топливо не увеличивались, - говорит в интервью изданию "Экономика сегодня" младший научный сотрудник Центра отраслевой экономики НИФИ Андрей Гордеев. - Прорабатываемые меры завязаны на общий принцип налогового маневра, который заключается в том, чтобы внутренняя цена в итоге соответствовала мировым ценам. Аналогичного подхода придерживаются и остальные страны. Если же не будет субсидий, то мы увидим повторение ситуации, которая у нас отмечалась в мае-июне месяце.

Даже сегодня цена на бензин у нас стабилизировалась только благодаря ручному управлению, но доходность внешних рынков по-прежнему высокая и достигает 10 тысяч рублей за тонну. Если бы не достигнутые договоренности властей с нефтяниками, то рост цен у нас бы продолжился. В этой связи шаги в сторону субсидирования оправданы. Но предлагаемые 60% до конца не остановят возможный рост цен, особенно в случае резких колебаний нефтяных котировок на мировых рынках, они повлекут за собой рост рентабельности поставок".

Впрочем, правительство может воспользоваться и другим способом корректировки нефтяных цен - в середине июля президент России Владимир Путин подписал закон, предоставляющий правительству право повышать экспортные пошлины на бензин до 90% от пошлины на нефть. Хотя эксперты говорят, что такая мера носит ситуативный характер и потому ждать активного использования заградительных пошлин не стоит.

"Стоит также учитывать, что мы в следующем годы, скорее всего, не будем экспортировать бензин в Казахстан, - продолжает Андрей Гордеев. - В последнее время туда приходилось примерно 50% экспортных поставок, но поскольку у них появились собственные мощности, то им столько топлива больше не требуется. Более того, помимо своего рынка Казахстан в рамках ЕАЭС закроет частично еще и соседние рынки, прежде всего Таджикистан и Киргизию.

У нас получается небольшой избыток, и нам нужно будет решать, куда этот бензин направлять. Для нас остается Армения и Молдавия. Но нефтяники, видимо, продолжат искать другие рынки, поэтому они требуют субсидий. Для потребителей же бюджетные субсидии несомненно станут плюсом".

Что касается последней ситуации на топливном рынке, то уже два месяца как цены на бензин там стабильны и даже немного снижались. Но с начала прошлой недели топливо вновь стало дорожать. По бензоколонкам это пока не так заметно, а вот при оптовой продаже отдельные марки топлива уже подросли на 4,7%. Подорожание диктуют внешние рынки, т.к в связи с падением курса рубля в "долларах" внутри России бензин стал бы стоить дешевле.

Подпишитесь