Posted 15 августа 2018, 10:28

Published 15 августа 2018, 10:28

Modified 7 марта, 16:49

Updated 7 марта, 16:49

Крепостные инженеры. Как в СССР скупали "оптом" рабов с высшим образованием

15 августа 2018, 10:28
В то самое время, когда в советских школах детям рассказывали про самые отвратительные формы рабского прошлого царской России - крепостных актёров и актрис, их же родителей могли точно также продать, как "крепостных инженеров". И даже оптом.

"Автор "Записок вредителя" - русский зоолог-ихтиолог Владимир Вячеславович Чернавин (1887-1949), сосланный в 1930 году в Соловецкий лагерь. Приведённый ниже отрывок - о продаже ГПУ квалифицированных заключённых на предприятия (прообраз шарашек в начала 1930-х), - рассказывает историк и журналист Павел Пряников в телеграм-канале "Толкователь":

"Богданов поехал в город Кемь, где находится управление знаменитого Соловецкого концентрационного лагеря, чтобы заключить сделку. Правление треста поручило Богданову закупить целую партию. Через несколько дней он вернулся, с успехом выполнив поручение. Но кемские впечатления были слишком сильны и для коммуниста, он не мог удержаться и рассказывал о них даже беспартийным специалистам:

- Представьте себе, там (в управлении Соловецкого лагеря ) так и говорят: "продаём", "при оптовой покупке скидка", "первосортный товар", "за такого-то в Архангельске 800 рублей в месяц дают, а вы 600 предлагаете! Товар-то какой. Курс в высшем учебном заведении читал, солидные печатные труды имеет, директором огромного завода был, в довоенное время одним из лучших инженеров считался, и десятилетник по статье 58 пар. 7 (т.е. 10 лет за "вредительство"); значит, работать будет что надо, а вы 200 рублей жалеете?

Я всё-таки доторговался, они уступили, потому что мы 15 инженеров оптом взяли. Замечательный народ подобрал. Взгляните список:

1) К. - корабельный инженер, один из лучших в СССР, учёный паек получал по третьей категории;

2) Н. - инженер-электрик, был директором электропромышленности в Москве;

3) К. и Э. - архитекторы, проектировщики со стажем. И все как на подбор - за "вредительство", значит, работать будут на совесть.

- Какие же условия этой "покупки"? - спросил я, невольно понижая голос, до того это звучало чудовищно.

- Купленные находятся в полном нашем распоряжении, - отвечал уже освоившийся с этим управдел, - мы можем назначать их на любую работу и любую ответственную должность. За квалификацию, добросовестность и благонадежность ГПУ ручается и отвечает. Наблюдение за ними ведет местное ГПУ. В случае побега мы не отвечаем. - Мы выплачиваем ГПУ за них ежемесячно 90% установленного по договору вознаграждения, а 10% выдаём каждому заключенному на руки, согласно его заработку.

Сам я был сдан в краткосрочную аренду на три месяца отделу народного образования в Кеми для чтения лекций на курсах для подготовки ответственных руководителей рыбацких колхозов. Я должен был в течение трёх месяцев прочесть четыре курса: ихтиологии, техники рыболовства, промысла морских зверей (все применительно к северному району) и гидрологии Белого моря. Я получал 50 копеек за час. Тем не менее это было самое моё легкое время на каторге. Некоторым специалистам разрешалось даже печатать свои статьи в научных журналах за полной своей подписью. В каком размере они получали гонорар - не знаю".

Подпишитесь