Он был смел, решителен, опытен и мог принимать верные решения. Если в республике, где он был у руля, случались проблемы с урожаем, мог хладнокровно снять трубку и произнести: «Леонид Ильич, в моей республике неурожай. Разрешите не выполнять союзные поставки, мне бы своих людей накормить». И знал, что ему не откажут...
В годы войны он не прятался, а воевал. В партизанском отряде, командиром. В Белоруссии, которой больше всего досталось в Великой Отечественной. Его мать была одной из связных и он знал, что вокруг тех, кто обеспечивал связь, сжимается кольцо гестапо. Надо было забирать связных в отряд, но всех сразу забрать было нельзя, а забрать мать и оставить других он посчитал безнравственным. Она попала в руки гестаповцев, как и несколько других связных. Хотели отбить захваченных, но не успели. Он узнал мать по платью и всегда считал, что в ее гибели виноват только он. И никогда себе этого не простил.
Был строг в первую очередь к себе. Всегда говорил дочерям, что на них смотрят все и никаких косяков быть не может по определению. Их и не было. А одна из дочерей, так как братьев не было, пошла учиться на техническую специальность. Потому что он рассказывал, что мечтает, чтобы в семье были технические специалисты, а дочери очень уважали и любили отца. Вот у кого стоило бы поучиться современной золотой молодежи.
В день, когда он ехал по делам и так и не доехал, уже было решено, что он уезжает из Белоруссии. Через несколько дней он должен был быть в Москве и заниматься уже не одной республикой, а всей страной, начинавшей потихоньку катиться под откос. Он поднял Белоруссию, создав мощную индустриальную республику, одну из лучших в СССР, а теперь переезжал в Москву, на самые высокие посты. Говорили о том, что именно он должен стать ПредСовМина, то есть фактически – главой Советского правительства. Вполне возможно, что после Брежнева или даже вместо Брежнева Генсеком стал бы именно он.
Но в «Чайку» на полном ходу врезался «ГАЗ-53». Нам не дано знать, что будет там за поворотом. Он был эффективен, человечен, умел работать и добиваться поставленных задач. Но спасти Союз ему не довелось, авария перечеркнула все планы и возможные проекты. А у руля катящегося по откос СССР окажутся последовательно Андропов, Черненко и Горбачев, звезда которого начала тогда как раз восходить.
Его звали Петр Машеров и он мог бы реально повернуть все в СССР по-другому. Если бы не дорога, трасса Минск-Москва, стечение роковых обстоятельств 4 октября 1980 года. Увы, но в истории нет сослагательных наклонений. Все могло бы быть по-другому. Но вышло так как есть, , - пишет в ЖЖ блогер Валерий Грачиков.
Говорят, что та «Чайка», на которой он ехал, сейчас стоит восстановленная в гараже музея старинных белорусских ремесел «Дудутки». Так ли это или нет, точно знают только хозяева. Кстати, в этом 2018 году в феврале было 100 лет со дня его рождения.
Оригинал здесь