Posted 14 августа 2018, 19:46
Published 14 августа 2018, 19:46
Modified 7 марта, 16:50
Updated 7 марта, 16:50
"Предложение Минэкономразвития (МЭР) о повышении тарифов на ЖКХ в два этапа не коснется управляющих компаний – только ресурсоснабжающих – тех, что поставляют абонентам горячую и холодную воду, электроэнергию, газ и тепло. Система тарифного регулирования построена так, что закон жестко оговаривает: тариф должен быть экономически обоснован. Регуляторы постоянно стремятся ужать тарифы, чтобы они как можно меньше росли для населения – для этого даже устанавливаются предельные индексы, в 2-19 году это 4-5% в зависимости от региона.
Однако повышение НДС заставляет изменить привычную схему, когда тарифы ежегодно повышают на уровень инфляции. По закону ресурсоснабжающие организации могут переложить повышение НДС на население, так как в убыток они работать не могут, это недопустимо. Вопрос изменения ставок НДС и их влияние на цены ЖКХ уже давно считается спорным – еще в 2011 году пленум Высшего арбитражного суда постановил: если НДС не включался в тариф, а предприятие платит этот налог, тариф для потребителя должен это учитывать", - отмечает эксперт.
"Проблема повышения НДС в том, что ресурсоснабжающим компаниям нужно компенсировать выпавшие доходы, но если они это сделают, то нарушат закон – потребитель защищен предельным индексом повышения цен. Но действующее постановление правительства гласит, что если цены организаций вырастут а потребитель их не платит, то разницу обязаны компенсировать субъекты федерации из своих бюджетов.
Речь идет о десятках миллиардов рублей – конечно, регионы не заинтересованы платить их ради налогового маневра правительства. Потому Минэкономразвития придумало свою схему выхода из положения. В январе ресурсоснабжающим организациям компенсируют выпавший из-за повышения НДС ежемесячный доход, а к июлю подкорректируют повышение за счет действий с тарифами. Где-то поднимут цену на тепло, оставив прежней газ или свет, в другом месте вырастет стоимость энергии, но не подорожают остальные ресурсы. В итоге общая плата повысится на искомые 4% и потребитель не переплатит", - подчеркивает специалист.
По его словам, в итоге цены повысятся именно на тот процентный барьер, который установили на 2019 год – подобное повышение проходит ежегодно в середине лета. Если предложение МЭР пройдет, то в 2019-м то же самое разделится на два этапа. Существенной разницы россияне не почувствуют – по 2 процента в январе и июле в совокупности дадут те самые 4%, на которые привычно растут услуги ЖКХ из-за инфляции, считает Игорь Кокин.
Полная версия - здесь.