Posted 7 августа 2018, 11:58
Published 7 августа 2018, 11:58
Modified 7 марта, 16:32
Updated 7 марта, 16:32
История не знает сослагательного наклонения
Ретроспектива событий, произошедших за последние три года с руководителями ведомства, похожа на захватывающий детектив. Есть тут и заказные убийства, и подделка документов, и создание ОПГ, мошенничество, оружие и боеприпасы, огромные объемы наличности...
В июле 2015 года в центре Грозного был задержан недавно назначенный на должность помощник Руководителя Ростехнадзора Василий Соловьев. Его подозревали в заказе на убийство ректора ГУСЭ Александра Викторова. Коллегия присяжных признала его виновным в этом преступлении.
В октябре этого же года был задержан и.о. Руководителя Центрального управления Ростехнадзора Владимир Ивченко. Ему предъявлено обвинение в создании ОПГ. В рамках дела также были задержаны начальник межрегионального отдела по надзору за взрывоопасными и химически опасными производственными объектами Мишанин и директор некоего ООО «Промэнергоэкспертиза».
В марте 2017 года уголовное дело заведено против главы Западно-Уральского Управления Ростехнадзора Александра Кондалова. У него обнаружили около полумиллиарда рублей, из которых 127 млн рублей – наличными, то есть «на карманные расходы». В этот же период Ростехнадзор «замял» резонансную историю о поддельном дипломе только назначенного руководителя подведомственного ВО «Безопасность» Сергея Русакова. Русаков покинул должность по собственному желанию, о правовых последствиях для него ничего не известно. В том же году в рамках возбужденного уголовного дела был задержан заместитель руководителя Северо-Уральского управления Ростехнадзора Реваз Порфиров.
В апреле 2018 года под уголовное преследование попал бывший руководитель Нижне-Волжского управления Ростехнадзора Игорь Исаев.
Самым громким делом является арест руководителя Северо-Западного управления Григория Слабикова в рамках уголовного дела по статье 159 УК РФ (Мошенничество). Общая стоимость изъятых у Слабикова ценностей оказалась больше 1 млрд рублей.
Монопольный список надзорного спрута
Разбираясь в причинах скандального шлейфа вокруг Ростехнадзора, нельзя не заметить ряд связей, сложившихся между подчиненными его главы ( это Алексей Алешин) с представителями отраслевых коммерческих структур. По данным источника, руководители территориальных органов (включая указанных выше) издавали так называемые «реестры» – списки организаций, имеющих право проводить теплотехнические испытания «по методикам, согласованным в Ростехнадзоре». На всю страну таких организаций набралось около десяти. Монополистом в разработке согласованных методик стало ООО «НПО «Институт термографии».
Утверждение этого списка фактически подчинило рынок теплотехнических испытаний узкой группе лиц. Ее центром стал бизнесмен Эмиль Гайнуллин (известен как представитель «русской мафии» в скандале вокруг кипрского бутика Graff). Почти все руководители территорий прошли через разговор с ним и его людьми.
Проходили беседы либо в офисе в центре Москвы, либо с выездом в регионы. В ходе таких встреч местным начальникам прямо говорили, что их будущий карьерный рост и спокойствие зависят от того, насколько хорошо у них со слухом в данном разговоре.
По некоторым данным, один из основных проектных менеджеров «списочной схемы» Олег Чуркин в 2017-2018 году в среднем раз в месяц посещал Красноярск и встречался с руководителем Управления Андреем Ходосевичем. Навещал он Южно-Сахалинск, Хабаровск и другие регионы.
Не удивительно, что суммы за теплотехнические испытания, которые озвучивались компаниями из списка, были настолько неадекватны, что в ряде регионов (Екатеринбург, Пермь, Волгоград) вызвали бурное недовольство и кучи жалоб. Но с федерального уровня никакой реакции не последовало.
Монополизировано и поставлено на поток и обучение экспертов, говорит источник. Схема проста: соискателям предоставляется 15 тысяч вопросов без вариантов ответов. Сдают экзамен только прошедшие обучение в некой частной структуре. Стоит это от 500 тысяч рублей до передачи доли в экспертной компании – в зависимости от достигнутых договоренностей. Дорогу в неприметный офис в стиле «лофт» в районе ул.Орджоникидзе, видимо, знают все действующие на сегодняшний день эксперты.
В настоящий момент готовится законопроект об аттестации работников опасных производственных объектов, объектов энергетики и гидроэнергетики. Он уже прошел второе чтение в Государственной думе, но нужные условия будут добавлены на стадии подзаконных актов. Ошибки прошлых лет организаторы схем, вероятно, учли и будут пытаться придать видимость легитимности это процедуре.
Спрут гниет с головы
Глядя наверх, территориальным органам ведомства сложно удержаться от соблазна использовать подобные методы в своей работе. Очевидно, что система пошла вразнос и останавливать ее никто не собирается.
Все происходящее – результат «блестящей» кадровой работы, где на первое место выходят знакомства, рекомендации и обещания выполнять команды без лишних вопросов. Это не плохо само по себе, но по факту происходит в ущерб профессиональным качествам сотрудников, включая работников особо ответственных участков.
К сожалению, череда кадровых отставок последних лет не похожа на чистку системы. На место сбежавшего Игоря Исаева готовится назначение руководителя МТУ Ростехнадзора Александра Вотчаева (по отзывам – человека с весьма неоднозначной репутацией), в Санкт-Петербурге исполняет обязанности начальника основной «ударный» заместитель Григория Слабикова – Копаев, на Западно-Уральское управление назначен широко известный в узких кругах бывший министр природных ресурсов Пермского края Константин Черемушкин.
Выход только один – ликвидация Службы технадзора и разделение видов надзора по разным ведомствам. Еще не так давно Ростехнадзор находился под пристальным оком Минприроды и работал неплохо. Сейчас основная часть надзора может отойти под контроль МЧС России, куда, наконец, пришли люди, настроенные наводить порядок. По многим позициям деятельность двух министерств плотно пересекается. Энергетику может забрать Минэнерго. Отдельные виды надзора можно передать региональным властям. Такое решение хоть и повлечет за собой организационные трудности, но плюсы от разрубания гордиева узла Ростехнадзора однозначно перевесят затраты на передачу и переоформление полномочий.