«Команда29» подготовила список предполагаемых шпионов, о задержании которых стало известно этим летом.
Виктор Прозоров
Про Виктора Прозорова известно только, что ему 70 лет. Его арестовали 4 июня. Подробности его дела засекречены. 25 июля его посетил в СИЗО член ОНК Москвы Евгений Еникеев. Прозоров общаться с наблюдателями отказался, сославшись на то, что вопросов по условиям содержания и медицинскому обслуживанию у него нет. На вопрос Еникеева “Как здоровье?“ он ответил: „Пока жив“».
Карина Цуркан работала топ-менеджером «Интер РАО ЕЭС». Её задержали 15 июня и вскоре отправили в СИЗО на два месяца.
Цуркан обвиняют в разовой передаче секретных сведений молдавской разведке. Якобы она начала сотрудничать с зарубежной спецслужбой ещё в 2004 году. Следствие считает, что Цуркан в апреле 2015 года непонятно как и где получила электронную версию «проекта документа Минэнерго», а через пять месяцев неизвестно как, где и при каких обстоятельствах передала его молдавской спецслужбе.
Обвинение Цуркан, по словам руководителя Команды 29 адвоката Ивана Павлова, представляет собой «три абзаца текста, умещающегося на половине страницы стандартного листа бумаги». Сама она не признаёт свою вину и считает возбуждение уголовного дела попыткой сместить её с должности «из-за принципиальности и неподкупности».
Андрей Жуков
Андрей Жуков — капитан запаса. Он служил в Москве и на Северном Кавказе и вышел в отставку во второй половине нулевых. Он увлекается военной историей, был модератором одного из тематических форумов, выступал в специализированных СМИ в качестве эксперта. Больше всего он интересовался «историей воинских частей и формирований с 1917 года по настоящее время». По словам его знакомых, Жуков очень много работал и увлечённо копался в архивах.
25 июня дома у Жукова прошёл обыск. Сразу после этого его арестовали на два месяца. Подробности его дела засекречены. В августе о деле Жукова написала «Медуза». Многие собеседники издания из числа знакомых арестованного считают, что он стал фигурантом дела о госизмене «по глупости» и что у него «точно не было умысла раскрыть что-то секретное враждебной РФ стороне».
В июне 2018 года члены ОНК нашли в СИЗО «Лефортово» ещё одного постоянного посетителя военных форумов. Его зовут Евгений Янко, в апреле его приговорили к 19 годам колонии строгого режима за половые преступления против несовершеннолетних, а теперь заподозрили и в госизмене.
Антонина Зимина до 2016 года была директором Балтийского центра диалога культур в Калининграде, а также значилась экспертом по странам Балтии в Клубе друзей Фонда Горчакова(фонд поддержки публичной дипломатии, созданный в 2010 году по распоряжению Дмитрия Медведева). Она была аспиранткой в Балтийском федеральном университете имени Канта, а до 2013 года числилась там же младшим научным сотрудником.
Её задержали в начале июля 2018 года, арестовали и отправили в СИЗО «Лефортово». Подробности её дела засекречены. Там её обнаружил 19 июля член ОНК Москвы Александр Ионов. По его словам, девушка находилась «в подавленном состоянии» и «попросила, чтобы к ней для обследования зашел терапевт». 25 июля Зимину посетил другой член ОНК, Евгений Еникеев, которому она успела сказать, что единственным доказательством в её деле являются её свадебные фотографии.
Собеседники «Коммерсанта» из окружения Зиминой были удивлены её арестом и назвали его «крайне странным» и «шокирующим». Депутат Калининградской областной думы Соломон Гинзбург характеризует Зимину как «человека далёкого от того, чтобы как-либо продавать родину». По словам одного из её знакомых, «российские [спецслужбы] якобы долгое время безуспешно склоняли её к сотрудничеству, а литовские недавно предложили работать на них, взамен пообещав разрешить въезд в страну [откуда её депортировали в 2015 году]. Но она уверяла, что и это предложение отклонила».
Алексей Темирев — учёный и предприниматель из Новочеркасска (Ростовская область). Он возглавляет предприятие «Мехатроника» и является совладельцем конструкторского бюро «Интеллектуальные робастные интегрированные системы». «Мехатроника» сотрудничает с военно-морским флотом и участвовала в разработке оборудования для дизельных подводных лодок проекта 636 «Варшавянка».
Темирёва арестовали 19 июля, когда он сам пришёл в ФСБ по поводу рабочих документов, не имеющих отношения к его уголовному делу. Его обвиняют в передаче сведений о работе конструкторского бюро за рубеж, возможно, во Вьетнам: с аспирантом оттуда Темирёв работал в последнее время. Адвокат арестованного Анна Полозова заявила, что якобы переданные учёным сведения находятся «в открытом доступе, в книжке, которая есть в каждой библиотеке».
Общественные наблюдатели узнали о Темирёве от его адвоката. По словам члена ОНК Евгения Еникеева, сотрудники СИЗО «Лефортово» скрыли от него информацию об учёном, несмотря на прямые вопросы.
У Темирёва серьёзные проблемы со здоровьем. У него стент в сердце, язва желудка, и грыжа, ему необходима операция. Также он почти не видит из-за заболевания сетчатки.
Виктор Кудрявцев
Виктор Кудрявцев работал в ЦНИИмаш (головная научная организация госкорпорации «Роскосмос»). Его задержали 20 июля, а на следующий день арестовали на два месяца. Задержанию предшествовали обыски в ЦНИИмаш и Объединённой ракетно-космической корпорации (ОРКК). По данным газеты «Коммерсант», ФСБ проверяет десяток людей из ракетной отрасли на предмет их сотрудничества с зарубежными спецслужбами.
Это же издание со ссылкой на источник в правоохранительных органах сообщило, что Кудрявцева обвиняют в «передаче закрытой информации о технологиях, применяемых в разработке гиперзвуковых летальных аппаратов, одной из стран НАТО». По данным адвоката Команды 29 Евгения Смирнова, Кудрявцева обвиняют в в передаче секретных сведений бельгийскому Фон Кармановскому институту гидродинамики. При этом у учёного более 20 лет не было доступа к секретным данным.
Кудрявцева отправили в одиночную камеру СИЗО «Лефортово». Там его вскоре обнаружили члены ОНК. У 74-летнего учёного диабет и ряд других проблем со здоровьем. Из-за этого он не может есть то, чем его кормят в изоляторе. За первые две недели там он похудел на пять килограммов. Следствие изъяло медицинские документы Кудрявцева и не предоставляет их адвокатам.
По данным «Интерфакса», в деле Кудрявцева есть ещё один фигурант, однако о нём пока нет никакой информации.
Оригинал здесь