Серпантин уже давно работает на пределе пропускной способности, его планировали заменить на современную трассу еще в 1970-е годы, но тогда на это не нашлось средств. В случае модернизации дороги ее длина сократится за счет спрямления до 119,5 км а время в пути - до часа. По предварительным подсчетам, строительство автомагистрали обойдется в 1,2 триллиона рублей.
"Стоит отметить, что строительство новой дороги на Черноморском побережье России обсуждалось и раньше, - говорит в интервью изданию "Экономика сегодня" заведующий кафедрой проектирования дорог МАДИ, профессор Павел Поспелов. - Еще один дорожный проект на юге России обсуждался уже в российское время. Речь о проекте кольцевой дороги вокруг Черного моря. "Черноморское кольцо" должно было объединить более семи тысяч километров дорог как вдоль моря, так и с выходами в крупные города и на внутренние магистрали участвующих в строительстве стран. Целесообразность нового проекта есть, но о деньгах еще говорить рано, поскольку его разработка далека от завершающей стадии".
Модель финансирования дороги пока не определена. Приоритетным называется вариант с государственно-частным партнерством, так как по концессионному соглашению расплачиваться за строительство и содержание дороги можно много лет. При таком сценарии государство будет строить дорожную инфраструктуру в рассрочку, но на первом этапе на проект все равно придется выделить значительную сумму из бюджета.
"В ближайшие шесть лет нам предстоит ввести в строй значительно количество дорожной инфраструктуры и об очередности проектов, безусловно, стоит задуматься, - продолжает Павел Поспелов. - Что касается прибыли от проекта, то лучшим вариантом счет представляется государственно-частное партнерство. Впоследствии либо государство будет отдавать деньги частным компаниям, либо те получат свои деньги за счет взимания платы за проезд с автомобилистов. Ранее подобные проекты у нас были достаточно привлекательными для инвесторов.
Что касается дорог на юге России, то они сегодня находятся в более хорошем состоянии, чем в целом по стране, что отчасти можно объяснить климатическими условиями. Но есть и регионы, в которых доля соответствующих нормативным требованиям дорог не превышает 50%".