Posted 31 июля 2018, 08:29
Published 31 июля 2018, 08:29
Modified 7 марта, 16:36
Updated 7 марта, 16:36
В Уральском федеральном университете прошло успешное испытание устройства, которое можно применять для отслеживания короткого замыкания на проводах воздушных линий. И еще с помощью этого изобретения можно устанавливать сигнальные шары, гасители вибрации и датчики гололеда.
Надежда Попова
Изобретение было сделано в «Лаборатории будущего» Уральского федерального университета имени Бориса Ельцина. Но для того, чтобы изобретение приобрело «крылья» и могло подняться в небо, ученые разработали экспериментальную платформу беспилотного летательного аппарата. Именно эта платформа и позволила подлетать к проводу воздушных линий. Еще в комплект входят корзина для установки датчика и специальный зажим для закрепления индикатора короткого замыкания.
- Платформа подлетает к проводу снизу, позиционируется и поднимается вверх, подводя комплект индикатора короткого замыкания к месту установки, - говорит Сергей Дербенёв, технолог «Лаборатории будущего».- После соприкосновения с проводом срабатывает механизм, приводящий зажим в действие. Датчик закрепляется. Затем коптер возвращается на землю.
- Для установки датчиков теперь не потребуется отключение линии электропередачи, а значит, не будет финансовых потерь, - продолжает научный руководитель «Лаборатории будущего» Арнольд Шастин. - Теперь исключается ручной труд, повышается безопасность работы электромонтеров. Уменьшается и время на установку датчиков: не нужно вызывать спецтехнику и большую электромонтажную бригаду .
Сегодня индикатор короткого замыкания пока что еще устанавливаются на воздушные линии вручную : бригада монтеров поднимается на опоры линий электропередачи и с помощью установочной штанги зацепляет комплект на проводе.
Но теперь с помощью беспилотника можно устанавливать датчики на провода диаметром от 11 до 13 мм, в в скором времени диапазон расширится - и датчики можно будет ставить и на провода от 10 до 24 мм.
Именно под сводами Уральского федерального университета родилось (раньше коптера, который заменяет бригаду электромонтеров) и еще одно громкое изобретение - роботизированная система «Канатоход». Аналогов в мире нет!
- «Канатоход» - это роботизированный комплекс для диагностики и технического обслуживания воздушных линий электропередач,- говорит руководитель проекта, преподаватель Института новых материалов и технологий Уральского федерального университета Александр Лемех. - Комплекс состоит из беспилотных тележки и вертолета. «Канатоход» сканирует трассу, создает карту, выявляет дефекты, записывает и передает данные.
На недавних испытаниях, которые проводились под Волгоградом, уральским ученым удалось успешно продемонстрировать работу комплекса в действии: поднять робота в воздух и посадить на грозотрос в месте условной аварии. Комплекс «Канатоход» имеет камеры, работающие в инфракрасном и ультрафиолетовом диапазоне. «Канатоход» уже получил поддержку инновационного фонда «Сколково». Один такой роботизированный комплекс может обслуживать более 1 тысячи километров ЛЭП. Это позволит очень быстро устранять аварии в электросетях.
Из досье «НИ»
Уральский федеральный университет имени Бориса Ельцина - участник «Проекта 5-100», ключевым итогом которого должно стать появление в России к 2020-му году современных университетов-лидеров с эффективной структурой управления и международной академической репутацией.
Год образования ВУЗа: 1920.
Студентов: более 35 тыс.
Иностранных студентов: более 2 000 из 80 стран мира.
Преподавателей: более 4 000.
Образовательных программ: около 400.
Выпускников: более 360 тыс.