"В 1996 году начались переговоры между РФ и Штатами по двигателям РД-180, которые американцы планировали ставить на свои ракеты Atlas 5, - говорит в интервью изданию "Экономика сегодня" руководитель Института космической политики Иван Моисеев. - Заключенные тогда договоренности подразумевали не только поставку самих двигателей, но и полную передачу технологии их изготовления. Но когда американцы попытались наладить аналогичное производство на своей территории, выяснилось, что покупать готовые двигатели у РФ намного дешевле. И этот контракт приносит выгоды России до сих пор.
Но в 2012 году в Москве прозвучало осторожное предложение запретить Штатам выводить в космос на наших двигателях военные технологии – противостояние Вашингтона и Москвы тогда уже обострялось. Тогда США стали перед выбором: столкнуться с возможными ограничениями со стороны РФ, что спутает их планы, или начать разработку собственных двигателей. Конгресс тогда выделил деньги на исследования, с тех пор американцы пытаются заместить надежные и проверенные временем российские РД-180 своими аналогами. Пока это не удается.
Ранее директор НПО "Энергомаш" Игорь Арбузов рассказывал, что российская и американская стороны заключили новое соглашение о поставке в США ракетных двигателей РД-180. По его словам, американцы получат шесть двигателей и в 2020 году, так как прежний контракт на поставку ракетных двигателей действовал до 2019 года. Но компания United Launch Alliance приняла решение, что жизнеспособность проектов НАСА во многом зависит от российских двигателей. Заменить их Штатам пока нечем - РД-180 работают на первой ступени американских ракет Atlas 5 - одного из двух основных типов ракет, которым пользуются американские военные.
"Американцы летают не только на российских двигателях – их доля в общей программе пусков порядка 10%. То есть на РД-180 ежегодно взлетают несколько Atlas 5 – в зависимости от задач. Чисто экономически уходить от российских поставок Штатам не выгодно – с нашими двигателями проблем никогда не было, по цене они вполне приемлемы. Но американцами движет логичный стимул – что, если русские перестанут поставлять это оборудование? Ведь в перспективе РД-180 планировали ставить и на ракету "Вулкан", но, скорее всего, этого не произойдет.
Отказ от российских двигателей – решение стратегическое. В перспективе мы теряем заказ, то есть прибыли от поставок. Но пока американцы не создадут и не испытают свой аналог, никто покупать у России им не мешает. И они будут это делать. Более того, Штаты уже закупили РД-180 впрок на случай непредвиденных ситуаций, так что на определенное время их космическая программа застрахована от дефицита российских комплектующих", - подчеркивает Иван Моисеев.
В США предполагают, что, скорее всего, продолжит использовать двигатели российского производства ориентировочно до 2024-2025 года или даже до 2028-го. Помимо РД-180, Россия поставляет в США двигатели РД-181. Они разработаны и производятся НПО "Энергомаш" в рамках заключенного в декабре 2014 года контракта с компанией Orbital ATK. Двигатели предназначены для установки на американские ракеты-носители Antares.
"Как известно, Международная космическая станция будет работать до 2024 года, в принципе срок службы можно продлить до 2028-го. Но куда американцам летать потом, они еще не поняли сами. Много говорят в США о создании окололунного модуля, но это всего лишь более дорогой аналог МКС, а летать к нему будет гораздо дальше и опаснее. Более полезным предложением было бы строительство базы на Луне, но все говорит о том, что американцы не решаются вкладывать в проект огромные деньги.
Была перспективная программа "Созвездие", утвержденная президентом Джорджем Бушем младшим, но его преемник Барак Обама эти планы отменил. Штаты декларируют продвижение дальше в космос, но куда именно – уже несколько лет не могут решить. От этой неопределенности и нет понимания, сколько понадобится двигателей, ракет на будущее и какого все это должно быть класса.
При этом американцы уже затратили огромные деньги на создание ракеты Space Launch System и аппарат Orion для дальних полетов. Их куда-то нужно пристраивать, иначе окажется, что деньги, время и ресурсы потрачены зря. Теперь американцы мечутся – лунная база съест огромные деньги в сочетании с колоссальными рисками. Можно за куда меньшие суммы построить окололунный модуль и рассказать миру, что это великое достижение. И пока американцы не определятся со своими планами на космос, непонятно, как будет складываться возможная кооперация между странами и какие технологии понадобятся", - заключает Иван Моисеев.