Сергей Баймухаметов
Пятница началась со странных, можно сказать - сенсационных заголовков средств массовой информации.
«ЦИК не поддержит проведение референдума по пенсионному возрасту»
Это что, коллективный бред?
Но помимо заголовков был и текст. Например: «Центризбирком готовится отклонить запрос КПРФ о проведении референдума по поводу повышения пенсионного возраста, рассказал член ЦИК Евгений Колюшин. По его словам, мотивировано это неопределенностью вопроса».
Или: «ЦИК счел такую формулировку неопределенной и вводящей в заблуждение».
Или: «Наши граждане имеют право высказывать свое мнение о том, какой должна быть пенсионной система, - уточнила председатель ЦИК Элла Памфилова. - Все дело в качестве самого вопроса».
Значит, не бред. Значит, на самом деле. Но почему еще никто не удивился? Не вознегодовал! Привыкли? Привыкли к тому, что у нас хвост виляет собакой?
В данном случае, собака – мы, общество, народ, являющийся, по Конституции, «единственным источником власти в Российской Федерации».
А Центризбирком – хвост.
Очень важный орган. Технический орган. Вкратце: в данном случае Центризбирком обязан организовать референдум, подсчитать голоса и сообщить результат.
Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 03.07.2018) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" гласит:
«Центральная избирательная комиссия Российской Федерации является федеральным государственным органом, организующим подготовку и проведение выборов, референдумов в Российской Федерации...
Осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации…
Организует разработку нормативов технологического оборудования (кабины для голосования, ящики для голосования)… а также организует закупку этого технологического оборудования при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, референдума Российской Федерации».
Статья 15Федерального конституционного закона от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 18.06.2017) "О референдуме Российской Федерации"предписывает:
«Центральная избирательная комиссия Российской Федерации… проверяет соответствие вопроса (вопросов) референдума требованиям, предусмотренным статьей 6 настоящего Федерального конституционного закона».
В статье 6 четко оговорены вопросы, которые не могут выноситься на референдум. А в части 7 статьи 6 также четко указано:
«Вопрос, выносимый на референдум, должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, чтобы на него можно было дать только однозначный ответ и чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения».
И – все. Яснее некуда. «Да» или «Нет».
К вечеру пятницы Центризбирком сообщил:
«Предлагаемый для вынесения на референдум Российской Федерации вопрос… не соответствует требованиям части 7 статьи 6…»
Обоснование такое (читаем внимательно, прилагая все умственные способности):
«Вопрос… не содержит при этом какой-либо иной относящейся к данной формулировке характеристики, которая бы с достаточной степенью конкретизировала ее содержание для участников референдума,Это относится как к отсутствию указания на определенный возраст, так и к отсутствию определения указанного в вопросе вида пенсии в смысле положений статьи 39 Конституции Российской Федерации.
В частности, создается явная неопределенность в отношении содержания предложенного инициаторами для вынесения на референдум вопроса в случае изменения его правового регулирования в ходе реализации инициативы референдума по предлагаемому вопросу.
При таких обстоятельствах рассматриваемая формулировка вопроса способна ввести участников референдума в заблуждение относительно правовых последствий… допускает возможность ее множественного толкования».
Повторим вопрос: «Согласны ли вы с тем, что в РФ возраст, дающий право на назначение страховой пенсии по старости, повышаться не должен?»
Вроде бы ответов здесь, как на детекторе лжи, может быть только два: «Да» или «Нет».
Но, как писал пародист Александр Иванов: «Велик могучим русский языка» - в исполнении Центризбиркома. Вот и разберись, кто здесь хвост и кто собака.