В Минпромторге рассказали о новом атомном ледоколе проекта 10510 "Лидер", который должен стать самым мощным в мире и единственным, способным обеспечивать круглогодичную проводку судов по Северному морскому пути при толщине льда свыше четырёх метров.
"Предполагается, что его строительством займется судостроительный комплекс "Звезда" на Дальнем Востоке, заявил заместитель министра промышленности и торговли Олег Рязанцев. Он добавил, что параллельно сейчас продолжается строительство сразу трех атомных ледоколов проекта 22220 "Арктика", а также планируется строительство серии дизельных ледоколов, - сообщает издание "Экономика сегодня".
"Все арктические государства сегодня признают лидерство России в навигации по Северному морскому пути. За 25 лет новейшей истории наши позиции не утрачены и по-прежнему признаются на международном уровне. Для сохранения подобной ситуации в будущем, мы имеем все необходимые компетенции и уникальную школу ледокольщиков. При этом нам нужно не только сохранять имеющиеся наработки в области создания ледоколов, но и укреплять их, строя новые корабли.
Не иметь собственных ледоколов при использовании Севморпути означает отдавать "арктический фасад" России на откуп более успешным соседям, у которых эти ледоколы неизбежно появятся. На первое место выходит вопрос суверенитета и постоянного присутствия в Арктике, а не чисто хозяйственной деятельности", - комментирует директор Центра экономики Севера и Арктики, профессор и доктор географических наук Александр Пилясов.
Новым атомным ледоколам России по силам справиться с подобными задачами, а "Лидер" с мощностью 120 МВт должен по праву стать флагманом всего ледокольного флота страны. Как отмечает военно-морской эксперт Прохор Тебин, аналогов у этого проекта в мире на сегодня просто нет. И даже если другие страны прямо сейчас начнут развивать данное направление, у них вряд ли что-то получится, так как у них просто отсутствуют необходимые компетенции
В тех США еще год назад был поставлен вопрос об острой необходимости новой ледокольной программы для усиления своих позиций в Арктике. Активно развивает это направление и Китай, интересы которого продиктованы увеличением роли Северного морского пути в вопросе транспортировки грузов в Востока на Запад.
"Это объективные обстоятельства, у нас сейчас резко растет грузооборот по Севморпути, превосходя объемы рекордных 1986-1987 годов, когда он составлял около 6 млн тонн. На тот момент цифры считались просто колоссальные, но сейчас за счет создания СПГ-производств в Арктике и вывоза оттуда углеводородов для ледокольного флота возникает реальная работа. Правда пока загрузка происходит в основном за счет европейского направления, объемы на азиатском направлении оставляют желать лучшего.
В то же время критики использования ледокольного флота для транспортировки грузов по Севморпути говорят о потеплении в регионе и предлагают перевести корабли на спутниковую навигацию, чтобы проводить суда ледового класса без всяких ледоколов. Но практика показывает, что молодой лед в виде айсбергов также представляет большую опасность, поэтому ледоколы здесь крайне нужны", - отмечает Александр Пилясов.
Разговоры о "глобальном потеплении" - разговорами, но в совсем недавнем прошлом были годы, когда даже в самые теплые месяцы некоторые арктические проливы не освобождались ото льда, а потому без мощных ледоколов на Северном морском пути пока никак не обойтись.