Беда в том, что большинство российских ритейлеров вынуждены раскрывать свои истинные показатели перед иностранными акционерами, и тут никакие политические мантры улучшить статистику не в силах. В этом смысле второй квартал 2018 года оказался провальным, - ценные бумаги крупнейших торговых сетей заметно подешевели в Лондоне.
Бумаги X5 с момента публикации отчета (19 июля) подешевели на 7,7% и приблизились к зоне 2-летних минимумов (27,22 доллара за АДР). С начала года компания - лидер российской розницы по обороту - потеряла треть капитализации, или 3,8 млрд долларов. Показатели сопоставимых продаж - "слабые", рост составляет всего 1%, тогда как средний чек сокращается - на 0,7%.
Результаты "О'Кей" - сети из 84 магазинов в 33 городах России - оказались еще слабее: общая выручка от розничных продаж сократилась на 2,5%, а в сети супермаркетов и гипермаркетов - на 5,1%.
Бумаги "О'Кей" в Лондоне упали на 5,2% после публикации отчета (24 июля).
Расписки "Ленты", также отчитавшейся накануне, потеряли 2,67% к концу торгов среды и закрылись в непосредственной близости от новых минимумов с апреля - 5,1 доллара.
Сеть сообщила о замедлении роста выручки до 16,6% (против 19,9% в первом квартале) и предупредила, что финансовые результаты за полугодие окажутся под давлением.
В четверг, 26 июля, отчитается крупнейший российский ритейлер по числу магазинов - ПАО "Магнит", который первым, еще в прошлом году, начал испытывать проблемы, потерял 40% капитализации и был продан основателем и владельцем Сергеем Галицким госбанку ВТБ.
На МосБирже в среду "Магнит" подешевел на 3,1% и обновил минимумы с 2012 года.
"Есть серьёзные основания опасаться плохих цифр, основная причина для этого - очень плохая макросреда для ритейлеров", - говорит порталу Финанс.ру директор аналитического департамента "Локо-Инвест" Кирилл Тремасов: динамика реальных доходов населения ухудшилась. Рост доходов в начале года, когда зарплаты подтягивали под майские указы, выдохся и составил всего 0,1% в мае и 0,2% в июне.
В ближайшей перспективе торговые сети получат мощнейший удар в виде повышения НДС до 20 процентов. Это неминуемо приведет к росту цен и ограничению покупательского спроса, который и сегодня на нижайшем с 2009 года уровне.