Как известно, Министерство труда озвучило тезисы возможного смягчения пенсионной реформы, которые по мысли чиновников сгладят ее социальные последствия. К плану Минтруда можно и нужно применить знаменитую черномырдинскую поговорку: хотели как лучше, получилось как всегда. Почему? – объясняет аналитик Андрей Нальгин:
«Не дожидаясь разрастания протестов в крупных городах после снятия футбольных ограничений на митинги, российское правительство потихоньку пошло на уступки в уже начатой затее с повышением пенсионного возраста, также известной, как пенсионная реформа. Возможно, сыграла свою роль осторожная позиция Владимира Путина, несколько дней назад аккуратно намекнувшего на возможность продолжения дискуссий по этому болезненному для миллионов россиян вопросу. Ибо начальственного гнева наши чиновники боятся куда больше, чем народного.
По их данным, подлинность которых неофициально подтвердили чиновники Минтруда, предлагается увеличить пособие по безработице для граждан предпенсионного возраста, обязать компании оплачивать их ежегодную диспансеризацию и проработать вопрос об уголовной ответственности для работодателей, увольняющих сотрудников за два года до выхода на пенсию. Кроме того, ведомство предлагает законодательно обязать бизнес информировать службы занятости, если человек предпенсионного возраста уволен по инициативе работодателя или по соглашению сторон. А службы занятости, в свою очередь, должны будут сообщать об этом в Государственную инспекцию по труду и помогать таким уволенным в поиске работы и трудоустройстве. Наряду с этим в госинспекциях по труду министерство предлагает создать горячую линию, на которую люди в предпенсионном возрасте смогут позвонить, если их права нарушены. Наконец, защиту «предпенсионеров» предлагается включить в число ключевых показателей эффективности госинспекций по труду. В 2019–2034 гг. (весь переходный период пенсионной реформы) они должны будут проводить целевые проверки по соблюдению трудовых прав таких людей.
Вот такой бюрократический кадавр появился на свет. По сути он означает, что поразившую даже провластных экспертов суровость пенсионной реформы государство решило смягчить за счёт ужесточения административной нагрузки для бизнеса и введения уголовной ответственности для директоров предприятий. Вполне в духе силовой идеологии нынешней власти.
Что можно сказать по этому поводу?
Во-первых, под удар пенсионной реформы попадают миллионы людей в далёком от предпенсионного возрасте. По официальной статистике, уровень безработицы среди тех, кому до пенсии осталось 10 лет и меньше, минимум вдвое выше среднего по стране. На деле он ещё выше, так как даже куцая российская статистика показывает колоссальный разрыв между числом официально зарегистрированных безработных и количеством официально не работающих и не являющихся инвалидами россиян.
Но Минтруда предлагает защищать только «предпенсионеров». При этом, согласно ФЗ «О занятости населения», предпенсионный возраст наступает за два года до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости. Проще говоря, сейчас он составляет 53 года для женщин и 58 лет для мужчин, которые выходят на пенсию по общим основаниям. В законопроекте о повышении пенсионного возрасте уточнения этого понятия нет, и уже скоро гражданами предпенсионного возраста будут считаться в основном мужчины 63-64 лет и женщины 61-62 лет.
Всё это означает, что предприниматели, которые не жалуют возрастных работников, будут стараться увольнять их заблаговременно. Благо, найти для этого законные основания не так трудно. И защита «предпенсионеров» обернётся ростом рисков увольнения для их чуть более младших товарищей по несчастью.
Во-вторых, по расчётам Райффайзенбанка, за первые три года пенсионной реформы из каждых дополнительных 660 тыс. работников, задержавшихся на рынке труда на год и более, находить работу будут только 460 тыс. человек ежегодно. А проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов полагает, что отсрочка выхода на пенсию только в 2019 г. оставит в составе рабочей силы 1,1 млн человек, но сохранят работу из них лишь 800 тыс. То есть, каждый четвертый, а то и каждый третий из тех, кого власти принудительно задержали на рынке труда, окажется этим рынком не востребован. И останется без средств к существованию.
Кому-то помогут родные, кто-то займётся личным подсобным хозяйством в попытке хоть как-то продержаться до пенсии. Но, согласно прогнозам директора Института социальной политики Высшей школы экономики Лилии Овчаровой, количество лиц с доходами ниже прожиточного минимума будет в России расти на 100 тыс. чел. в год благодаря пенсионной реформе.
Да, но пособия…
А вот о них — в-третьих. Секрет полишинеля состоит в том, что анонсированный рост пособий по безработице для «предпенсионеров», которые не смогут сохранить прежнюю работу или найти новую, Минтруда предлагает осуществить за счёт сокращения сроков их выплаты. По сути, в рамках того же бюджета.
При этом сейчас базовая минимальная величина пособия по безработице установлена в размере 850 руб., а максимальная — 4900 руб. Выплачивается оно не более 12 месяцев подряд и не свыше 18 месяцев в общей сложности, если были перерывы (например, на профессиональную переподготовку с выплатой стипендии). Скорее всего, срок выплат будет механически сокращён вдвое.
И вот теперь посмотрим на гипотетического Ивана Ивановича, который ещё полгода назад считал, что ему пять лет осталось до пенсии, а теперь останется целых 10. Он и так в зоне риска, но после смягчений Минтруда его риски оказаться уволенным вырастут в разы. С высокой долей вероятности найти новую работу он не сможет: только 1 из 15-ти работодателей готовы нанимать возрастной персонал. Допустим, полгода он просуществует на пособие по безработице и ещё столько же на выплаченную при увольнении компенсацию. А дальше?
Как ему выживать ещё 5-8 лет до пенсии?»
Оригинал здесь