"Мировые поставки нефти завязаны на несколько узких "горлышек", перекрыв которые можно устроить глобальные проблемы, - говорит в интервью изданию "Экономика сегодня" ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве России Станислав Митрахович. - Это Ормузский пролив, Суэцкий канал или Малаккский пролив, блокирующий доставку по Индийскому океану в Китай. Суэцкий канал перекрывался в ходе арабо-израильских войн и это провоцировало немалые проблемы. Баб-эль-Мандебский пролив – это южные ворота Красного моря, один из важнейших каналов для нефтяного экспорта стран Персидского залива, с северной стороны его контролирует Йемен.
А в Йемене уже четыре года идет гражданская война – по факту это конфликт "по доверенности" между Саудовской Аравией и Ираном. Тегеран поддерживает хуситских повстанцев, Эр-Рияд – официальное правительство страны. Конфликт затянется очень надолго – саудиты показали, что эффективно воевать там не могут. А хуситы мало того, что воинственные ребята, так Иран им поставляет серьезное вооружение. И фактор Баб-эль-Мандебского пролива – это потенциальная проблема для нефтяных поставок, что, конечно, скажется на котировках".
Пока крупнейший в мире экспортер нефти, Саудовская Аравия временно приостановила всю перевозку "черного золота" через Красное море после того, как йеменская вооруженная группировка хуситов совершила нападение на два крупнотоннажных танкера. Хотя в ходе нападения судам был нанесен незначительный ущерб и никто из моряков не пострадал, происшествие может иметь глобальные последствия.
"Эр-Рияд обоснованно беспокоится за судьбу своих грузов. Ведь Иран, помимо ракет, может поставить хуситам и средства для морского нападения даже на транспорт масштаба танкеров. На какой срок поставки нефти через Баб-эль-Мандебский пролив приостанавливаются, сегодня не сможет сказать никто. Первые прогнозы можно будет делать через неделю. Ясно одно – угроза танкерам постоянная, быстро устранить ее не удастся.
Естественно, спекулянты нефтяных бирж на такие новости сразу реагируют – котировки уже сегодня пойдут вверх. Уровень спекулятивной волны пока будет умеренным, но с поступлением очередных негативных новостей перекупщики "разгонят" стоимость барреля. Для России, учитывающей доходы с экспорта нефти, это положительный фактор – страна получает дополнительные доходы и экономические резервы", - подчеркивает эксперт.
Саудовская сторона говорит, что поставки через Красное море будут восстановлены, когда ситуация прояснится и перевозки вновь станут безопасными. Но станут,по всей видимости, нескоро: в 2015 году Саудовская Аравия уже собирала коалицию против хуситов. В нее вошли Бахрейн, Катар, Кувейт, ОАЭ, Египет, Иордания, Марокко, Пакистан и Судан. Но существенных побед одержать так и не удалось.
Мировые цены на нефть уже отреагировали на события в Красном море. Фьючерсы на нефть марки Brent с поставкой в сентябре увеличились на 0,58% - до $74,36 за баррель.
"Даже если сейчас, спустя несколько дней, танкерные поставки Саудовская Аравия возобновит, это не значит, что через месяц или через год ситуация не повторится. Конфликт периодически ожесточается, и грузоперевозки могут останавливаться как на неделю, так и на полгода. Все зависит от того, как будет развиваться конфликт между саудитами и Ираном, в негативном сценарии события могут не ограничиться лишь остановкой транзита по Красному морю, а дойти до полноценной открытой войны Тегерана и Эр-Рияда.
Сам по себе фактор отказа от поставок по определенному маршруту сыграет роль лишь на определенное время – примерно, на неделю. Потом вновь на корректировку цен будут влиять другие факторы – послабление по соглашению ОПЕК+, к примеру, в котором Саудовская Аравия повышает добычу на 400 тысяч баррелей в сутки. С учетом того, что сама сделка заключалась для сокращения мировой добычи на 1,8 тысячи баррелей ежесуточно, это серьезный фактор влияния на мировой нефтяной рынок.
Однако Йемен продолжает оставаться фактором нестабильности. И пусть сейчас ситуация нормализуется, нет гарантий, что Иран не поставит хуситам современные ракеты. А когда это вооружение ударит по танкерам Саудовской Аравии, мы вполне можем увидеть нефть по 100 долларов за баррель, а то и выше", - заключает Станислав Митрахович.