Posted 25 июля 2018, 08:03
Published 25 июля 2018, 08:03
Modified 7 марта, 16:40
Updated 7 марта, 16:40
Системы спасения экипажей лежащих на грунте подводных лодок продумывались давно, Россия, опираясь на печальный опыт гибели своих подлодок, пытается усовершенствовать эти системы для сохранения жизней людей.
Последние десятилетия все строящиеся подводные лодки оснащаются всплывающей камерой – специальным модулем, призванным эвакуировать экипаж, если всплытие невозможно. Принцип действия прост – в нештатной ситуации находящиеся на борту люди переходят в этот отсек, который является частью подлодки, он отсоединяется и всплывает.
Вопрос в технических нюансах средства для спасения людей – как оно работает. Все мы помним трагедию с подлодкой "Курск" – там тоже была всплывающая камера. Но она располагалась в районе центрального отсека, который повредил взрыв. "Переходить с кормовых отсеков к разрушенной спасательной камере смысла просто не было. Это одно из слабых мест технологий по спасению людей с потерпевших аварию субмарин", - отмечает гендиректор Международной ассоциации общественных организаций ветеранов Военно-морского флота и подводников, капитан атомной подлодки первого ранга в отставке Владимир Мамайкин.
"Есть ещё один способ эвакуации людей с потерпевшей крушение субмарины – извне. Спасательный аппарат приходит к носовому или кормовому аварийному люкам, где располагаются специальные комингс-площадки. Аппарат должен присосаться к этим платформам герметично, чтобы уравнять давление и вызволить людей. В случае с "Курском" все попытки присоса к комингс-площадке лодки оказались неудачными, поскольку треснуло металлическое кольцо шлюза.
Сейчас Россия явно учитывает опыт предыдущих катастроф. Предыдущие разработки с современными можно сравнивать примерно на уровне автомобилей "Мерседес" и "Ока" – это слишком разные по уровню технологий и функциональности системы. При этом стоит учитывать, что в аварийной ситуации запертые под водой люди находятся в стрессовой ситуации и часто принимают не совсем адекватные решения. Хотя на испытаниях всё проходит гладко, как по учебнику.
За 67 мирных лет XX века и начала XXI отмечено 12 случаев гибели российских подводных лодок. В среднем каждые пять лет происходила одна катастрофа. В них участвовали 865 подводников, из которых погибли 643, 223 удалось спасти. В шести катастрофах экипажи ПЛ погибли в полном составе, вместе с кораблем, в их числе "Курск".
Подробнее здесь