Posted 22 июля 2018, 11:49
Published 22 июля 2018, 11:49
Modified 7 марта, 16:42
Updated 7 марта, 16:42
"История Второй мировой войны показала, что русские стратегии очень хорошо обучаемы, - говорит Владимир Пастухов. - И если с 1941-го по конец 1942-го года Россия страдала от клиновых танковых ударов и от котлов, и мы потеряли безумное количество людей в Харьковском, Киевском, каком угодно котле, то в конце концов в 1942-м году, начиная со Сталинграда, мы освоили эту практику и дальше штамповали ее до последней Берлинской операции беспрерывно, как на конвейере, и, в общем, превзошли учителей.
Понимаете, СССР рухнул во многом благодаря тому, что был разыгран Рейганом блестящий этот пасьянс с имитацией непосильной для тогдашнего Советского Союза гонки вооружений, причем Горбачев и военное руководство России понимали, что это блеф, но все равно втянулись, не потянули. И это, в общем-то, забило какой-то последний гвоздь в крышку гроба.
"Звездные войны". И имею в виду именно программу "звездных войн", которой, конечно, не было, как теперь мы все знаем. Это был абсолютнейший блеф для того, чтобы втянуть СССР в экономические расходы, которые несовместимы окажутся с его жизнью. И так это и произошло. Так вот, сегодня мне кажется, что Кремль блестяще спустя четверть века освоил эту же тактику, и он применяет этот же блеф гиперзвуковых войн и всего остального по отношению к Америке. То есть он создает некую видимость силы, которой реально нет. Но при этом это всех нервирует и заставляет совершать ошибки.
Думаю, что это Россию и добьет, потому что в конечном счете на дистанции 15-20 лет этот блеф очень дорого нам обойдется, потому что это приведет к тому, что мы потеряем практически все лидирующие позиции в фундаментальной науке, поскольку у нас нет денег на образование, чтобы их поддерживать. Вколотим их в остаточное… То есть на чем держится сегодняшняя оборонка? Она держится на том, что осталось в наследство от СССР и вот из этого наследства выжимается по максимуму.
И сейчас в поддержание этого последнего будут вложены, вместо того, чтобы развивать по-настоящему новое, безумные ресурсы. Ну и плюс еще и в пиар, в картинки эти вложено будет немало. И отпилено будет еще в 2 раза больше. В чем проблема? На это поколение наших руководителей в принципе, должно хватить. И я боюсь, что они не мыслят более долгосрочными категориями каким-то... Понимаете, Россия в принципе уникальная империя, которая обладает огромным ресурсом.
И Запад допустил колоссальную ошибку в девяностые и в нулевые годы, когда он ее списал со счетов и делал вид, что этой проблемы не существует. Существует и еще как! Любая консолидированная дворовая стая даст фору сотне интеллигентных бойцов, пока те не осмелеют и сами не станут стаей. Вот и все.
Передавать металлолом по наследству — это не то же самое, что думать о том, какая будет конкурентоспособность у твоих детей и внуков, понимаете. То, что эта элита сейчас задумывается о престолонаследии в самом широком смысле этого слова – это безусловно. А вот то, что чем они будут управлять, об этом мало, кто думает.
Любил ли Эйзенхауэр Хрущева, любил ли Никсон Брежнева… Понимаете, они вынуждены договариваться, но договариваться только в очень простых параметрах. Договариваться о том, как не уничтожить друг друга. Политики послевоенной Европы и не только Европы, мира, тот же Эйзенхауэр, те же европейские политики, советские руководители, они все были дети войны. В какой-то мере они понимали, что такое война. И действительно за всеми идеологическими, политическими, всеми другими противоречиями было одно общее желание все-таки не допустить новой войны. Сейчас сменилось несколько поколений и появилось очень много людей в каждой стране, не только в России, где кровь по жилушкам бежит и желание поиграть мышцами огромное. Понимаете, реконструкторы войны везде стали доминировать. Вот эти играющие в войнушку люди выходят на первый план.
И для них вообще война выглядит как компьютерная игра. Да, действительно, люди, которые этого хлебнули, их очень мало. Даже те, кто прошел через Афганистан и Чечню, у нас они не могут донести адекватно, что такое война. Поэтому мир изменился, пришло поколение, у которого нет болевого порога или он очень низкий. И поэтому есть риск того, что мы свалимся в эту войну. Я фиксирую, мысль о ядерном конфликте стала допустимой среди элит. Значит, она может материализоваться. Потому что сегодня с оговорками (тактические, локальные) по крайней мере внутри российской высшей элиты стали допускать возможность ядерного конфликта. Понимаете, это очень серьезный сдвиг в сознании. Даже по сравнению с поколением эпохи Брежнева.
То, что сейчас происходит с Европой, это трагедия. Потому что при всем при том Европа является, остается, с одной стороны, главным носителем тех самых гуманистических (назовем это так), но и очень, значит, либеральных и конституционных ценностей, без которых наш мир будет выглядеть очень серо и грустно. В то же самое время Европа именно поэтому является сама внутри себя ареной борьбы архаики и модерна. По сути идет латентная гражданская война, которая сейчас разделяет любое общество: и британское, и германское, и французское.
И то, что мы видим в связи с мигрантами, это только маленькая часть картины, но плюс к этому Европу раздирают на части. И вот то, что сегодня происходит между Трампом и Европейским Союзом, это то, что происходило между Россией и Украиной 5 лет назад. Знаете, история повторяется как фарс. Потому что, собственно говоря, Трамп подзуживает Британию к жесткому Брекзиту для того, чтобы надавить на Европейский Союз и при этом он шантажирует Британию тем, что если она сохранит отношения с Евросоюзом, то она не получит привилегии в торговых отношениях с США. Вам это ничего не напоминает? Да. Это напоминает позицию России, которая давила на Януковича, выламывала руки".