В православном журнале «Благодатный огонь» вышла статья протоиерея Алексия Чаплина «О потерянном рабстве и рыночной свободе», в которой священник называет отсутствие рабской психологии главной проблемой православия в России.
В ней, в частности, говорится:
«Главная проблема современного Православия и, собственно говоря, России (потому что России нет без Православия) — это то, что мы разучились быть рабами. Христианство — это религия сознательного и добровольного рабства. Рабская психология — это не какой-то скрытый подтекст, а норма мироощущения для православного христианина. Всё современное общество поклоняется идолу социальных прав и свобод. И только Православная Церковь упорно утверждает, что человек — это бесправный раб Божий. Поэтому так неуютно себя чувствует современный «свободомыслящий» человек в православном храме, где всё проникнуто архаикой рабства...»
Протоиерей подчёркивает, что раб Божий в той же степени является рабом государства, судьи, полиции и чиновников.
«И здесь не могут помочь модернистские горделивые утверждения: «раб Божий – значит ничей раб». Потому что в христианской Традиции раб Божий – значит раб Царя, раб Государства (от слова Государь), раб судьи, раб своего начальника, раб чиновника, раб полицейского...»
Чаплин подчёркивает, что только «православные рабы» могли совершать великий подвиг во имя государства, а СССР восстановился в пределах Российской империи благодаря «потенциалу рабской психологии».
«Но человек эпохи всеобщего потребления не способен на великодержавность своих предков, так как в государстве видит не образ Царства Небесного, а гаранта реализации своих потребительских прав на свободу, равенство и братство. Государство для него тем милее, чем более оно позволяет ему удовлетворять свой потребительский спрос и чем менее связывает его обязанностями и ограничениями. Не сильной армией ныне определяется благополучие государства, а количеством банков с низкой кредитной ставкой и маленькими налогами...»
Протоиерей пишет, что в церкви появились цены на свечи и крестики из-за жадности людей, которые не готовы давать милостыню, а богатство духовных лидеров должно быть для прихожан предметом гордости.
«Как мы можем требовать отчёта от архиерея, которого именуем Владыкой из-за власти «вязать и решить» нашу посмертную участь? Разве раб может требовать отчёта от Царя?.. Рабское сознание даёт возможность нам правильно относиться и к часам Патриарха (если таковые вообще существовали), и к дорогим иномаркам священноначалия. Для раба престиж Господина – это его личный престиж. Для христианина должно быть унизительным, что у архиерея машина хуже, чем у светских правителей. Лучше ходить самому пешком, чем видеть Предстоятеля Церкви ездящим на трамвае (как, например, ныне почивший Патриарх Сербский Павел). О горе Сербии! О унижение для всего Православия, когда князь Церкви страны, именующей себя православной, пользуется общественным транспортом...»
В качестве решения проблемы Алексий предлагает перестать «включать мозги» и взращивать в себе раба по отношению к вышестоящим.
«Для того чтобы постичь истину, мы должны перестать «включать мозги» и начать на деле себя мнить ничем и звать никем. Одним словом, мы должны взращивать в себе раба. Путь к рабству Божьему лежит через рабствование человеку: детей – родителям, жены – мужу, христианина – священноначалию, гражданина – государству со всеми чиновниками и силовиками, включая Президента...»
Эти слова еще тогда вызвали волну критических отзывов, в том числен и со стороны Русской Православной церкви.
Однако, все не так просто. Прежде чем критиковать эти высказывания, следует хорошенько проштудировать Священное Писание. Там как раз внушается верующим ровно то же самое. Вот как их прокомментировал в ЖЖ историк Борис Юлин:
«Библию я прочитал. Синодальный перевод, а не всякие левые толкования. Чаплин очень искренний и я, атеист, готов согласиться с каждым его словом. Православные - читайте Библию и свыкайтесь со сказанным. И про рабство, и про мозги...»
Оригинал здесь