Posted 20 июля 2018, 06:18

Published 20 июля 2018, 06:18

Modified 7 марта, 16:45

Updated 7 марта, 16:45

Слухи больше чем правда. Почему жители Подмосковья не верят своим властям

20 июля 2018, 06:18
"Мусорные" протесты показали кризис коммуникаций

С 10 мая живет на баррикадах деревня Щелканово Рузского района. Жители окрестных селений сутками дежурят у въезда на заброшенный песчано-гравийный карьер, который властям пришло в голову превратить в свалку бытовых отходов. На деле это разрез, помазанный глиной, застеленный мембраной из текстиля и полуметровой песчаной подушкой. Но во всех официальных отчетах полигон выдают за высокотехнологичный, ультрасовременный эко-технопарк. Чего не придумаешь, лишь бы залезть в госпрограммы. И людей такое несоответствие желаемого и действительного по понятным причинам напрягает. Уже сейчас туда беспрерывно идут самосвалы – и не по четыре в день, как обещалось, а по сорок! Десятки людей в Щелканово бросаются под колеса самосвалов, идущих не только с Москвы, но и с соседних Звенигорода, Долгопрудного, Мытищ и со всей области. Как в тылу какого-то врага стаскивают на проезды булыжник, пока никто не видит! Никто из чиновников к людям на переговоры не выходит. Вместо этого к ним время от времени подвозят «спецназ» без опознавательных знаков, который идет в рукопашную с протестующими.

Жители Святогорово тоже живут в осаде не первый день. Около этой деревни чиновники организовывают полигон не где-нибудь, а прямо на высоченной и живописнейшей горе, просматриваемой со всех сторон за десятки километров. Этнографы говорят, что именно по этому полю проходила паломническая тропа Сергия Родонежского. Рядом расположен целый ансамбль монашеских подворий: Борисоглебский монастырь, часовня Святого Николая, поклонный крест в честь Ильи Пророка, церковь Покрова Пресвятой Богородицы и Хотьковский патриарший монастырь. В ближайшем радиусе от выбранного администрацией участка бьет из-под земли 32 родника и проистекает несколько речушек. Чтобы отвадить от себя нечистые силы, святогоровцы водрузили прямо в середине предполагаемого участка под свалку четырнадцатиметровый в высоту деревянный крест с металлической опорой на полтонны. «Спаси, Господи!» - по простому объясняют они. Крест, как полагается, освятил батюшка.

Вмешался в конфликт вокруг Святогорово и лидер «Справедливой России» Сергей Миронов. Он лично усовестил губернатора Воробьёва и попросил оставить в покое уникальный природный уголок.

«Эти места имеют огромный потенциал для организации рекреационного и природного парка. Размещение мусоросортировочного полигона вблизи деревни Святогорово уничтожит уникальный природно-ландшафтный и культурно-просветительский уголок Московской области, место отдыха и проведения массовых оздоровительных и спортивных мероприятий, – говорится в запросе, направленном Мироновым в адрес губернатора Московской области. – Федерация спортивного туризма просит исключить район из списка мест, где предполагается строительство мусоросортировочного полигона».

Зачастую люди, разгоряченные мусорной повесткой, вынуждены действовать на опережение. Проблема в том, что доверие к подмосковной власти практически исчерпано, и никто уже не уверен, что завтра чиновники «не сыграют в пятнашки» с их землей.

В минувшие выходные из-за явных проблем чиновников с коммуникацией вспыхнул новый протест: на границе Дмитровского о Солнечногорского районов Московской области (карьер Митина гора). На стихийный сход вышло более 400 человек. Сложно вообразить, но они требовали от власти одного - чтобы с ними поговорили. Жители села Храброво, деревень Ярцево, Раково, Ивлево, а также члены нескольких садовых товариществ просили разъяснить, будут или не будут на месте песчаного карьера Митина гора строить мусоросжигательный завод? Слухи об этом мучили их несколько недель. Однако внятного ответа по тревожащему вопросу от администрации Дмитровского района, Министерства экологии и природопользования Московской области добиться так и не удалось. Чиновники стойко хранили молчание. Не посчитали нужным они прийти и на собрание.

Людям ничего не остается, как предполагать самое худшее.

«Не дать под покровом информационного вакуума отстроить «газовую камеру!». Под таким лозунгом прошла публичная акция 7 июля на площадке у карьера «Митина гора».

«Чистый воздух нашим детям», «Нет мусоросжигательному заводу на населенной территории», «Сжигание мусора = диоксины», «Московская область не помойка для Москвы», «Завод – на Рублёвку», – раздавалось с плакатов протестующих.

По итогам схода сформирована инициативная группа. Собрано свыше 400 подписей под обращениями на имя главы Дмитровского района с требованием раскрыть всю информацию по планам дальнейшего использования карьера.

Спусковым крючком волнений вокруг Митиной горы, как оказалось, стали всего лишь переговоры владельца карьера с руководством администрации Дмитровского района Еленой Трошенковой. До людей дошли слухи, что они будто бы обсуждали межу собой закрытие полигона и передачу его под строительство мусоросжигательного завода.

Завод протаскивают втихую – уверены селяне.

- Народ поднял шум, потому что всё засекречено и скрыто – мы не понимаем, что происходит на карьере. На позапрошлой неделе мы только узнали, что разработку недр планируют прекратить и сделать на его месте то ли завод, то ли полигон, - объясняет «НИ» староста деревни Ярцево Юрий Перегудов. - Я пытался разговаривать с чиновниками. Последний раз общался с начальником по связям с общественностью администрации Яхтомского городского поселения. Но они только принимают от нас обращения и ничего не говорят. А владелец карьера говорит: мол, намекают, что пора карьер закрывать.

Чиновники молчат, потому что уже обожглись на трех местах. Три раза в разных местах открывали свалки и не смогли. Восстала общественность.

На этот раз владелец карьера и глава администрации Дмитровского района со своей стороны строительство мусоржигательного завода на Митиной горе полностью опровергают.

- Карьер действующий. Лицензия на разработку и аренда участка действуют до 1 января 2021 года. До этого времени даже при всем желании просто нет никакой юридической возможности как-то согнать меня с места, - говорит директор ООО «Карьер-М.Гора», владелец песчаного карьера Марат Янгалычев.

- «НИ»: Откуда взялись слухи по поводу строительства мусоросжигательного завода?

- Марат Янгалычев: Знаю, что отделу по экологии министерства давали задание рассмотреть вообще все карьеры на территории Дмитровского района. Инвентаризация. Систематизировали, делали справки по каждому карьеру. Мне об этом начальник отдела говорил. Говорил, что наш карьер тоже в списке. Но официальных заявлений о закрытии не было. Было задание – задание этот чиновник выполнил.

Планы по месторождению у Янгалычева еще на несколько лет вперед.

- Я в администрации сейчас поднимаю вопрос о расширении границ участка, проведении рекультивационных работ с целью дальнейшего использования земель под промышленное производство: логистику, терминалы, склады и зону отдыха.

Глава Дмитровского района Елена Трошенкова строительство мусоросжигательного завода на «Митиной горе» тоже горячо опровергает.

- Никакого завода около карьера Митина гора не может быть, этот вариант даже никогда не рассматривался, - сказала она в интервью «НИ».

- «НИ»: Менялись ли решения в связи с протестами жителей?

- Е. Трошенкова: Другие варианты мы рассматривали, потому что пытались найти более подходящее место. Мы пытались рассмотреть разные варианты. Это не Святогорово, это деревня Думино. Из всего перечня, предложенного нами, осталось только Думино. Остальные наши предложения потихонечку сошли на нет.

- «НИ»: Жители поселений рядом с карьером «Митина гора» могут быть спокойны? Вы официально можете это подтвердить?

- Е. Трошенкова: Могут быть совершенно спокойны. Там никакого размещения предприятия даже не рассматривалось и не рассматривается. Это абсолютно официально и окончательно.

Такие обещания глава раздает сегодня, по крайней мере, журналистам. Но, если это действительно так и скрывать от людей ничего, что мешало ей сказать то же самое людям в лицо? И для чего нужно было доводить ситуацию до кипения? Ответов нет.

Обстановка турбулентности доверия, понятно, не добавляет.

- Прежде всего, усилия инициативной группы будут нацелены на то, чтобы сплотиться вокруг общей беды, - говорит Дмитрий Соколов. – Будем привлекать максимальное внимание общественности и СМИ к проблеме, вести просветительскую работу с соседями - рассказать о последствиях строительства рядом с нашими домами данных экологически опасных объектов. Будем направлять большое количество обращений в органы власти, настаивать на незаконности реализации каких-либо мусорных проектов вопреки мнению и интересам общественности.

- Никогда еще в Московской области не было такого ярко выраженного протеста, говорит депутат городского округа Чехов Николай Дижур. - 21 марта, когда отравилось 77 детей, власть сказала, и СМИ растиражировали: это была не свалка, что это были газовые баллончики! Вот это взорвало население. Вот тогда люди приехали спонтанно к больнице и Воробьева забросали снежками, а главу района чуть не убили.

Сегодня вслед за Волоколамском по бикфордову шнуру рванули и другие малые города и села Подмосковья. Количество конфликтных зон будет только увеличиваться, пока чиновники не научатся разговаривать с людьми. Не запугивать их, не устраивать «маски-шоу», не вывозить активистов в полицейские участки...

Почему власти Московской области, несмотря на миллиардные траты на совиновностью СМИ, не могут выстроить нормальное информирование граждан?

Аббас Галлямов, политолог:

- Чиновники - вообще не умеют общаться с населением. К сожалению, сегодня это кажется нормой. Они привыкли к коммуникациям вертикальным: в рамках традиционных чиновничьих иерархий, а коммуникации горизонтальные - между равноправными партнерами - вызывают у них оторопь. В Московской области, на самом деле, ситуация обстоит лучше, чем в большинстве других регионов страны. Просто в силу близости к Москве здесь сильнее выражены протестные настроения.

Илья Гращенков, руководитель Центра развития региональной политики:

- Мне кажется, дело в целом в том, что растёт недоверие к власти, поскольку очень часто последнее время власть заявляет одно, а делает категорически иное. Сначала они клялись, что не будут расширять полигоны, и тут же берут и расширяют. Поэтому и возникает такой эффект - когда власти говорят, что ни в коем случае не будут строить рядом с вашим домом мусоросжитательный завод, молва сразу переиначивает. Логика такая: раз отпираются, значит, точно будут строить.

В целом коммуникация нарушена в связи с тем, что выхолощены полномочия муниципальных властей. За такие вопросы всегда несли ответственность районные власти, и люди могли доверять главе районе. Если он выступает и говорит, что здесь не будем строить, этому можно было верить. Люди хоть как-то понимали, что вот она – администрация, вот глава, никуда они просто так не денутся, можно выходить и устраивать митинг, сход, отлучить его от власти. А сейчас, когда введён институт сити-менеджеров, получается, что в коммуникацию вступают исполнители "высшей воли", которые не могут гарантировать своё слово, они вообще ему не хозяева. Они выполняют решения губернатора. Исчез инструмент общения на муниципальном уровне.

В регионе в целом то же самое: губернатор далеко, есть какие-то замы, есть какие-то корпорации, которые участвуют в планировании, есть федеральная власть. Запутано, кто за что отвечает. Сегодня выступает один министр, завтра – другой. Потом этого министра могут уволить как крайнего, не решив проблему. У простого гражданина возникает непонимание того, кто и за что отвечает. В итоге создаётся общая атмосфера недоверия, и она усиливается, когда запускаются социальные институции для общения с общественностью. Всякие общественные палаты, управления по коммуникациям с населением – то есть явные пиар-подразделения, в которых люди с красивыми лицами и хорошо поставленным голосом начинают тоном опытного психолога объяснять, что всё будет хорошо. И наш многострадальный народ сразу чувствует подвох, понимая, что раз на него натравили пиарщиков, значит всё будет плохо.

Сергей Марков, политолог, генеральный директор НП «Институт политических исследований»:

- Сам по себе губернатор Воробьёв – современный политик, способный наладить эти коммуникации. После назначения он был очень активен, получил огромную поддержку населения. В начале своей карьеры в качестве губернатора Московской области рассматривался в качестве образцового политика нового поколения. Однако, ситуация оказалась подорвана несколькими обстоятельствами. Во-первых, рост глухоты у власти в целом по стране связан с замыканием её на саму себя. Из-за этого происходит деградация канала коммуникации в целом. "Единая Россия" и Общероссийский народный фронт сегодня предельно бюрократизированы и не способны служить каналами обратной коммуникации. Они обслуживают каналы только в одну сторону, пропагандируют населению те или иные решения власти, к примеру, по пенсионной реформе. А в обратную сторону коммуникация деградировала. Это ярко проявляется в одной из самых ярких проблем Подмосковья – проблеме мусора. Такие институты, как местные парламенты тоже оказались не в состоянии транслировать интересы населения. Есть еще проблема транспорта, есть острая проблема мигрантов в Московской области. Все проблемы вкупе нарастали постепенно и сейчас приняли такие формы, что не понятно, как их теперь решать. Для решения мусорной проблемы в Подмосковье, помимо проблем с коммуникациями, требуются миллиарды даже не рублей, а долларов. Возможно, десятки миллиардов долларов. В этих условиях правительство Подмосковья с трудом справляется с постоянно возникающими протестными акциями и настроениями...

От себя добавим: количество "горячих" точек на карте Подмосковья растет. К проблемам мусора добавились и обманутые дольщики разорившейся "Урбан-групп". Как писали "НИ", финансовая дыра в проектах этого застройщика составляет от 70 до 100 миллиардов (!) рублей. Андрей Воробьев обещает достроить начатое и дать квартиры дольщикам. Но лишних десятков миллиардов рублей в бюджете Московской области нет.

Подпишитесь