К концу мая этого года Удмуртия продемонстрировала худший результат по падению объёмов промышленного производства в Приволжском федеральном округе. Только один субъект в округе наряду с Удмуртией показал сокращение - это Самарская область, где потеряли 0,8% промпроизводства. Но и то - за Самарской областью Удмуртия идёт с огромным разрывом.
По данным Росстата, промышленное производство в Удмуртской Республике в сравнении с январем-маем прошлого года упало на 6,8%.
Самое значительное падение индекса промпроизводства наблюдается в обрабатывающих отраслях - 10,1%. Производство текстильных изделий, к примеру, рухнуло на 40%, производство прочих транспортных средств и оборудования - на 39%, а готовых металлических изделий - на 31%.
Имеется и рост индекса – в производстве мясных полуфабрикатов отмечается увеличение на 26%, однако в целом даже с учетом этих достижений в пищевой промышленности Удмуртии наблюдается спад на 1,6%.
Статистика довольно безрадостная, учитывая то, что в целом по стране промышленное производство растет. За пять месяцев этого года в России показатель составил + 3,2%.
Любопытно, что с данными официальной статистики поспорил вице-премьер Удмуртии Александр Свинин, объявив данные Росстата некорректным счетом. Отгрузка же готовой продукции предприятиями республики, по словам чиновника, выросла на 10%.
Не соглашаться с цифрами и списывать всё на превратности статистики, однако, можно сколько угодно. Сложнее «тушить пожары» на реальных предприятиях с реальными людьми, лишающимися своих рабочих мест. С каждым месяцем горячих точек на карте промпроизводств Удмуртии становится всё больше.
Так, недавно пришла ясность по АО «Ижметмашу» - крупному машиностроительному предприятию, специализирующемуся на выпуске металлургической продукции и продукции тяжелого машиностроения, численность работников которого достигает 1 тысячи человек. Вопреки своим обещаниям, власти Удмуртии не смогли спасти акционерное общество. «Ижметмаш» готовится к банкротству и будет продан за долги.
На фоне этих безрадостных событий правительство Удмуртии транслирует какую-то параллельную реальность, пытаясь убедить общественность в якобы перезапуске предприятия, выведении его на новый уровень. Пресс-служба главы и правительства Удмуртской республики на своем официальном сайте приводит позицию первого зампреда правительства Александра Свинина по проблемам завода: «Правительство Удмуртской Республики активно подключилось к решению кризисной ситуации в декабре прошлого года. За это время, благодаря совместной работе с партнерами - ПАО "Татнефть" и Банком Зенит мы нашли пути ее решения, не допустили сокращений и преждевременного банкротства предприятия. Сегодня с уверенностью можно сказать - созданы все предпосылки для успешного перезапуска АО «Ижметмаш». Сохранены рабочие места, начато производство в ряде цехов, есть устойчивый интерес заказчиков к продукции предприятия. Потенциальный портфель заказов, который был определен правительством, составляет около двух миллиардов рублей».
Оптимизм вице-премьера не разделяет гендиректор «Ижметмаша» Олег Лашкарев, говоря о совсем о противоположных вещах и совсем не радужных перспективах завода.
«Процедура банкротства идёт своим чередом, и 16 июля будет принято решение о назначении конкурсного управляющего, которому и предстоит продать предприятие единым лотом», - сообщает Udm-info со ссылкой на гендиректора. Процесс довольно длительный и непростой, но в том, что у завода будет новый хозяин и наверняка это будет не «Татнефть», Лашкарев даже не сомневается. Правительство уже не раз объявляло о выводе предбанкротного завода из кризиса до 9 июля этого года. Широко анонсировался поиск партнеров, дозагрузка мощностей завода, подписывались дорожные карты, однако дальше слов дело не пошло. «Ижметмаш» приостановил выпуск продукции и продолжает накапливать долги за энергоресурсы. Сумма требований кредиторов достигает 3 млрд руб.
Ещё одной конфликтной зоной стала выделенная в Завьяловском районе Удмуртии площадка под строительство тракторного завода. Сверхсовременное производство было широко разрекламировано. В проект обещали вложить более 22 млрд рублей инвестиций, создать более четырех тысяч новых рабочих мест. Однако дальше торжественной закладки первого кирпича дело так и не пошло.
В мае 2017 года в СМИ репсублики появилась информация, что в Завьяловском районе начинается строительство тракторного завода. Запуск строительства должен был осуществиться силами местной компании «УралИжТрак».
О великом для Удмуртии событии объявляли и органы власти по своим официальным каналам. 19 мая 2017 года на сайте администрации Завьяловского района региона появилось сообщение: «Глава муниципального образования «Завьяловский район» Андрей Коняшин принял участие в закладке «Камня» на территории муниципального образования «Якшурское», приуроченного к реализации нового масштабного инвестиционного проекта «Строительство завода по производству тракторов Т-150», очень важного для Завьяловского района в плане создания новых высокопроизводительных рабочих мест, роста доходов бюджета, с проектной мощностью более 40 тысяч тракторов в год, объемом инвестиций более 22 млрд рублей».
Сдача предприятия в эксплуатацию планировалась на конец 2018 года, однако «удмуртский трактор» так и не поехал, а тема строительства завода в республике заглохла.
«Как обычно, с помпой, музыкой, освещением в СМИ, цыган с медведями только не было, заложили первый камень. <...> Я решил поинтересоваться: на сегодняшний день, наверное, уже и трактора выходят с конвейера, и обещанные 4000 рабочих мест заняты. Приехал на место и увидел, что завода нет! Даже заложенного первого камня нет! <...> При закладке первого камня обещали инвестиции 22 млрд, и «головное КБ тракторостроения в Удмуртии», однако великого удмуртского трактора так никто и не увидел», - ссылается на своего источника информационное агентство Udm-info.
В это же время руководство региона часто и без всякой скромности любит приписывать себе заслуги удмуртских предприятий, к развитию и успеху которых республика вообще не прилагала усилий.
Так, 12 июля пресс-служба главы и правительства Удмуртии сообщила о рабочем визите руководителя региона Александра Бречалова в Можгинский район с посещением старейшего деревообрабатывающего предприятия в Удмуртии под названием «Красная Звезда».
Известная мебельная фабрика с вековой историей благополучно пережила годы реформ и продолжает эффективно развиваться. Сегодня это одно из крупнейших производителей детской мебели и школьных принадлежностей. В 2016 году было освоено 40 видов новых изделий, объём производства составил 568,2 млн рублей. Предприятие реализует свою продукцию во многие регионы России, а также в Казахстан, Армению, Киргизию, Чехию, Венгрию, Литву, Германию, США и Канаду. Изготовление любого изделия на предприятии начинается с лесозаготовки на современных комплексах, продолжается деревообработкой, выпуском и реализацией готовой продукции, завершается весь цикл обязательным восстановлением лесонасаждений.
Александр Бречалов побывал в одном из цехов предприятия, пообщался с работниками, познакомился с производством и похвалил предприятие. «Деревянная линейка, мебель из удмуртской древесины отправляется более чем в 180 стран мира»; «Очень хорошая поездка. Я рад, что побывал на предприятии «Красная звезда», которое не останавливаются на достигнутом - 47 процентов экспорта. Причём они выпускают уникальную конкурентоспособную продукцию – это не цирконий и не титан, а изделия из дерева, мебель. Значит, они следят за изменениями, реагируют на них правильно и, собственно, развиваются. Это очень круто!» - заявил глава республики по итогам поездки.
В этом радостном запале не понятно только одно: а в чем, собственно, достижение именно республиканской власти? «Красная звезда» - акционерное общество работников, народное предприятие, по доброй воле взявшее на себя социальную ответственность за инфраструктуру района. Предприятие за свой счет ремонтирует бюджетные объекты - такие как ФАПы, школы и дороги. Но разве это заслуга властей региона? Как раз напротив – это показатель неэффективной социальной политики властей. Радость Бречалова по поводу добровольного взятия на себя частным предприятием части бюджетных расходов понятна. Но для чего вообще существует государственный аппарат, если просто перекладывает свои функции на бизнес? - отмечает Udm-info.
Показательна в этом плане ситуация и с крупным агропромышленным холдингом ООО «КОМОС-групп». Еще недавно высокоприбыльное предприятие базировалось в Удмуртии, но вынуждено было перебраться сначала в соседний Пермский край, а потом и в Москву.
«Наша компания занимает позиции одного из ведущих участников российской индустрии производства продуктов питания, наша дистрибуция охватывает 53 региона страны, а также страны ближнего зарубежья. Поэтому вполне логично, что головной офис федеральной компании будет находиться в Москве. В Ижевске будет работать Ижевский офис компании», - объяснил в 2014 году решение компании о переезде гендиректор ООО «КОМОС-групп» Андрей Шутов.
Команда Удмуртии не смогла вернуть крупнейшего налогоплательщика в регион, создать холдингу благоприятные условия для ведения бизнеса, хотя его руководство продолжает оставаться тесно связанным с Удмуртией. Значительная доля производственных площадок предприятия также до сих пор функционирует в Удмуртии.
Необходимо отметить, исторически сложилось, что Удмуртия – территория ВПК. Доминирующая доля промышленности по средствам приходится в регионе на гособоронзаказ. В связи с выполнением к 2017 году основных программ по перевооружению российской армии и прохождением пика их финансирования крупные оборонные предприятия страны, к коим относится и базирующийся в столице Удмуртии Концерн «Калашников», стали задумываться о диверсификации выпускаемой продукции, переводе линеек ассортимента на так называемые мирные рейсы.
Комично на этом фоне прозвучали публичные намеки вице-премьера Удмуртии Александра Свинина на либерализацию продукции военного холдинга. Он отметил, что в целях экономического эффекта, в целях увеличения розничных продаж на «Калашникове» допускает расширение рынков сбыта гражданского оружия. По сути речь об увеличении числа владельцев оружия среди гражданского населения. Свинин даже не стал скрывать, что на уровне Госдумы в рамках своей компетенции готов поддерживать "оружейные" законодательные инициативы.
«Круглый стол двух комитетов Государственной думы РФ в Удмуртии - по обороне и по безопасности. Повестка - законодательные инициативы #КонцернКалашников по расширению рынков сбыта гражданского оружия, работа по которым началась с обращения Главы Удмуртии А. В. Бречалова к Председателю ГД РФ В. В. Володину. Обсудили с коллегами последствия введения новых норм закона «Об оружии». Помимо экономического эффекта - увеличение объёмов продаж производителей, важно помнить и о безопасности населения. В итоге круглый стол поправки поддержал, будем ждать внесения законопроекта уже до конца весенней сессии Думы в этом году», - написал вице-премьер на своей официальной страничке в Facebook.
Об управленческом потенциале команды молодого губернатора-технократа, присланного поднимать Удмуртию, не так давно в программе Светланы Сорокиной на «Эхе» недвусмысленно высказалась ученый-регионалист, профессор кафедры экономической и социальной географии МГУ, директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич:
«Н. Зубаревич: Приходит человек, у которого нет команды, нет поддержки. Часто тупо не знающий, например, что такое Удмуртия. Ну не знает он про Удмуртию ничего.
С. Сорокина― То есть посмотрел на карту перед отъездом.
Н. Зубаревич― Ну, возможно. Практики, опыта, хозяйственного управления нет. Вот посмотрим, я, например, жесткий противник варягов. Ну это понятная схема. Идёт кадровая подготовка, сегодня, парень, ты на банях, завтра ты на финансах.
По мнению Зубаревич, назначение Бречалова в Удмуртию это своего рода «испытательный срок» для более высокой позиции на федеральном уровне в дальнейшем. Номенклатурный принцип, когда готовящийся хозяйственник национального масштаба должен пройти разные условия. «Потренировались на регионе, пойдете потом зам. министрами», - комментирует она.
Сам по себе такой способ воспитания «хозяйственников», конечно, не нов. Только вот как долго Удмуртия будет ещё оставаться «притравочной станцией» и за чей счёт потом будут ликвидировать издержки таких экспериментов? Вопрос остается открытым.