Posted 10 июля 2018, 08:25
Published 10 июля 2018, 08:25
Modified 7 марта, 16:51
Updated 7 марта, 16:51
А ведь через латвийские вузы прошли тысячи русскоязычных студентов из СНГ, с каждым годом их становилось все больше, - пишет в своем репортаже из Риги корреспондент ВВС. По статистике министерства образования и науки Латвии, в 2016-2017 учебном году на русском языке учились 29% студентов частных вузов, то есть четыре с половиной тысячи человек. Каждый пятый - иностранец. В первую очередь речь идет об Украине, России, Казахстане и Узбекистане. Однако уже с 2019 года этой возможности они лишатся.
Частные вузы выступают с резкой критикой нового законодательства. Главные их аргументы: новые рабочие места, налоги, свобода выбора и продвижение европейских ценностей на восток.
«Много студентов находят работу и потом не особенно желают возвращаться в свои страны. Это очень хороший инструмент интеграции. Закрытием этих возможностей мы создадим некоторые проблемы для нас самих и для Евросоюза тоже», - говорит проректор бизнес-школы RISEBA Игорь Граурс.
Зато министр образования и науки Карлис Шадурскис считает, что интересы государства в данном случае перевешивают: изменения законодательства, по его словам, направлены в первую очередь на поддержку латышского языка.
«Конечно, это могло бы быть определенной потерей, чисто в финансовом плане, для владельцев этих вузов. Но мы анализировали структуру студентов в частных вузах по языкам программ. Большая часть тех, кто учится на русском языке, - выпускники наших [латвийских] школ. Возможности получения высшего образования на русском языке могли бы демотивировать их освоить государственный язык на уровне средней школы».
Аргументация «железная», ведь в эпоху глобализации латышский язык действительно находится под угрозой исчезновения. И все же по-прежнему непонятно, как совместить европейские ценности с откровенной дискриминацией русского языка.
Известный российский оппозиционер Евгения Чирикова, живущая сейчас в Эстонии, тоже обеспокоилась языковой проблемой, которая в Эстонии стоит столь же остро. Однако Чирикова, как раз хочет учить эстонский, о чем она сообщила аж самому президенту Эстонии в открытом письме. Чирикова лишь жалуется на то, что учить эстонский – это слишком дорогое «удовольствие» для бедных иммигрантов, а потому ассимилироваться в эстонское общество им очень трудно.
А вот социолог Алексей Рощин всецело встал на защиту демократии, в ущерб национальной идентичности. В своем посте в ФБ он написал:
«Местечковый национализм - страшное дело! Был у меня пару месяцев назад пост о том, как в Латвии обострилась борьба вокруг русского языка. Рига - город в существенной части русскоязычный, и там были демонстрации русских активистов против очередного закона Сейма, вводящего новые ограничения на русские школы (школы с преподаванием на русском языке). Аналогичные законы приняли недавно и на Украине. Там я писал, как это дико - что подобного рода законы фактически вбивают клин между поколениями, ведь националисты именно хотят, чтобы деды, отцы и матери не понимали сыновей и дочерей, поскольку у них разный "базовый" язык!
При этом, по до сих пор мне непонятной причине, отечественная интеллигенция все еще считает своим долгом поддерживать любые, самые дикие проявления местечкового национализма. Видимо, это такое извращенное следствие присущей русской интеллигенции патерналистской позиции - мол, это малые нации такие маленькие, бедненькие, их так все замучили, мы так перед ними виноваты, поэтому их надо всячески поддерживать и потакать им в их капризах, "им ведь и так тяжело живется!" Такой патернализм еще как-то понятен в империи, он даже в чем-то благороден, мы, мол, "всегда за сирых, слабых и убогих"; но интеллигенция упорно не желает замечать, что ситуация-то давно изменилась, и "слабые и убогие" давно из империи вышли и теперь представляют в своих странах как раз БОЛЬШИНСТВО, считая, что только на этом основании имеют право гнобить все живое вокруг. Людям, бьющимся в экстазе "за нашу и вашу свободу", почему-то не приходит в голову, что "сирые и убогие" сегодня - это как раз русскоязычные меньшинства в бывших союзных республиках, и уже поэтому российской интеллигенции, если уж она чтит свои традиции, надо бы их защищать и поддерживать.
Но нет, куда там. "Малые нации", даже если они совсем съезжают с глузду, все равно остаются "священными коровами". Например, про тех же латышских русскоязычных, отстаивавших свои "русские школы": им, помнится, тогда вовсю "предъявляли" радетели латышской государственности из Москвы и Питера - мол, да как вам не стыдно, с чего бы это вдруг латышское государство должно оплачивать ваше и ваших детей обучение НА ЧУЖДОМ языке?! Это же их деньги, латышские! Если вы такой любитель русского - делайте свои школы, платные, и учите там своих детей на русском, а в ЛАТЫШСКИЕ НАЛОГИ не лезьте!!
Москвичи и питерцы думали, что здорово придумали, как "отбрить" латышских русских, нашли, типа, неубиваемый аргумент. Хочешь учиться по-русски? - Плати за это. Нету денег? - Значит, ты жадина и/или нищеброд, то есть в любом случае права голоса лишаешься. Элегантно, как рояль.
Но москвичи просто недооценивают тех, кого защищают, то есть местечковых наци. На самом деле процесс "охраны родного языка" не допускает даже таких компромиссов, как платные школы. Как это - проклятые оккупанты будут за свои грязные рубли учить детей на своей поганой мове?! Не бывать тому!
Речь о том, что в большинстве бывших нацреспублик образование на русском просто запрещают. Неважно, за деньги или нет. Неважно, есть в финансировании государственный вклад или нет. Просто - нельзя, и все. "Не положено!"
А недавно "Сейм Латвии в конце июня запретил обучение на русском языке в частных вузах" Вуз частный? Ну и что? Но прогрессивная общественность, конечно, будет продолжать умильно скакать над "малыми нациями" с неизжитым "комплексом вины": Ух вы какие маленькие, ух вы какие сладенькие! Частные вузики запретили? Ну и молодцы! Так их!" Красота.»