Posted 4 июля 2018, 13:08
Published 4 июля 2018, 13:08
Modified 7 марта, 16:55
Updated 7 марта, 16:55
Bank of America предупредил об угрозе повторения кризиса 1998 года: ситуация на рынках очень похожа на ту, что сложилась 20 лет назад, когда в России произошел дефолт, сообщает The Bell.
Прогнозов о новом апокалипсисе становится все больше.
Конечно, повторения дефолта 1998 года в России не должно быть — сейчас у экономики совсем другие проблемы. Но глобальный шок после бурного роста мировой экономики, который Россия в последние годы не заметила, точно не обойдет нас стороной. Спасает только одно – нефть продолжит дорожать. Morgan Stanley резко (сразу на $7,5) повысил свой прогноз цен на нефть. Банк ждет, что после того, как США снова обнулят экспорт иранской нефти, Brent подорожает до $85 за баррель – столько нефть не стоила с 2014 года.
Большинство международных и российских экспертов разделяют опасения Bank of America.
Предупредил о грядущем финансовом кризисе и миллиардер Джордж Сорос, назвавший главными причинами его срыв иранской ядерной сделки и «разрушение» трансатлантического альянса ЕС и США. Эти события обязательно приведут к негативному эффекту для европейской экономики и другим проблемам — в том числе к девальвации валют развивающихся стран. К негативным явлениям Сорос также отнес «территориальную дезинтеграцию» — выход Великобритании из ЕС.
Кроме того, о возможности кризиса предостерег недавно и нобелевский лауреат по экономике Пол Кругман, в своем Twitter он написал, что нынешняя ситуация в экономике напоминает обстановку перед азиатским кризисом 1997-1998 годов, во время которого фондовые индексы развивающихся стран обвалились на 59%, а ключевые ставки были повышены до исключительно высоких уровней.
Кризиса ждет и финансист, ведущий телеграм-канала Proeconomics Валерий Левит, который сказал в интервью Радио Свобода:
«На рынке есть несколько пузырей, вполне существенных. В частности, на американском фондовом рынке надулся колоссальный пузырь, особенно в различных технологических компаниях. И политика Трампа подталкивает к тому, чтобы этот кризис наступил раньше, чем мог бы произойти, поскольку торговые войны и переговоры с Китаем, где он, мне кажется, ведет себя как слон в посудной лавке, могут привести к тому, что темпы глобальной торговли будут сокращаться, это приведет к снижению заказов, производства, далее по цепочке. Люди почувствуют, что стали беднее, будут меньше тратить, потреблять, дальше классический кризис.
Честно говоря, думаю, это вопрос ближайшего будущего. Не берусь предсказывать, но стабильности на перспективе еще 5-6 лет я не вижу. Запас прочности есть, но не на такой горизонт. Тем более с политикой Трампа. Глобально земляне вошли в фазу нестабильности, вы видите, что в политике выбирают людей странных, не очень предсказуемых...»
Зато экономист Константин Сонин настроен более оптимистично:
«Глобальный экономический кризис, конечно, возможен, но я сейчас не вижу особенных индикаторов к этому. (А когда вы говорите про 10 лет роста после прошлого кризиса, вы имеете в виду американскую экономику, это она уже почти 10 лет растет, создает новые рабочие места и выпускает все больше продукции, а, например, российская экономика эти 10 лет провела менее успешно.) Я бы скорее назвал происходящее сейчас в мировой экономике возможностью рукотворного кризиса. Протекционистская деятельность Трампа и развязанные им торговые войны вряд ли могут остановить американский экономический рост, но могут нанести большой ущерб экономическому росту во всем мире...»