Выборы главы региона всегда показывают, насколько хорошо или не очень управляется регион. И если Сергей Собянин фактически обеспечил себе безусловную победу, то будущее освистанного в Волоколамске Андрея Воробьева не кажется столь радужным и однозначным. Ведь проблема не только в личности губернатора.
Почему, например, Троицк, который никак не примыкал к Москве, вошел в Новую Москву, а огромные города сразу за МКАДом - Химки, Мытищи, Королев, Долгопрудный, Реутов и др. остались в областном подчинении?
Их жители на 90 процентов работают в Москве, платят в столице налоги, а в область приезжают "поспать и на выходные". Они больше платят за ЖКХ, не получают московских доплат к пенсиям, не имеют столичного набора социальной инфраструктуры.
Вопросов, впрочем, вагон и маленькая тележка.
Из-за неестественного административного разделения на их территориях возникает масса проблем социального и управленческого характера.
"Московская область была отделена от Москвы исключительно в партийных целях, чтобы КПСС получила еще один лояльный центру обком и дополнительных делегатов, которые будут «правильно» голосовать. - заявлял Владимир Жириновский в статье "Вечерней Москвы". - В итоге мы получили в столице сразу три правительства: городское, областное и федеральное — это целая армия бюрократов и огромный аппарат, которые порождают пробки, волокиту, «сосут» деньги из бюджета. Нигде больше в мире столица не окружена областью с таким же названием, но иным подчинением. В Америке Вашингтон — это вообще федеральный центр, не включенный ни в один из штатов."
И при этом Подмосковье с Москвой от своей самостоятельности не получают выгоды, убежден Жириновский. Регионами с такой географией очень тяжело руководить. Как строить трассы? Только до кольцевой дороги, а там пусть другие разбираются? Так и со всем остальным: электросети, газ, водохранилища, вывоз мусора — как это все может работать отдельно? А когда будет единый субъект, не будет и проблем со снабжением, с размещением, с работой, с пропиской, с органами власти.Тем более, что Московская область — уже сейчас фактически наполовину Москва. Два-три миллиона человек из Подмосковья каждое утро едут на работу в столицу. Но они как мигранты: только работают тут, а все остальное — поликлиники, транспорт — получается, не для них. Те же самые проблемы — у москвичей, которые едут в пятницу на свои дачи...
Жириновского явно вдохновляла идея Большого Парижа.
"Программа реновации — еще одно доказательство того, что нужно объединяться с Подмосковьем. Многие горожане были недовольны тем, что им приходится переселяться. Так почему в качестве альтернативы не предложить индивидуальное расселение? - вопрошает политик. -Вместо квартиры (естественно, только по согласию) давать в собственность землю в Подмосковье и средства для постройки дома. Не нужны будут управляющие компании: сам хозяин — он сам и управляет своим жильем. У меня дядя во времена Хрущева работал в депо в Алма-Ате, и ему предложили: жди квартиру или бери деньги на строительство своего дома. И он выбрал второе, и теперь стоит кирпичный особнячок на собственном участке в шесть соток. Теперь там его сын живет, а потом внуки будут. В перспективе, объединив Москву и область, вообще все многоэтажки можно было бы убрать. У нас ведь столько земли пустующей. Это был бы огромный регион на 20 млн жителей, большинство из которых жили бы в собственных домах, а не в огромных домах-муравейниках."
Скажете, фантазирует экстравагантный политик? А ведь очень многие из "фантазий" Жириновского были реализованы на практике, хотя и без указания авторства. Достаточно вспомнить федеральные округа...
Москва является одним из самых густонаселенных мегаполисов мира. Плотность населения в Москве в три раза превышает плотность населения Лондона. При этом территорий, которые принадлежат столице за пределом МКАД, не так много.
«Даже если развивать высотное строительство, то это не снимет проблему», — считает Андрей Поросенков из «Правопроекта». Ведь по строительным нормам жители должны быть обеспечены машиноместами, хозплощадками, площадками для отдыха и зелеными насаждениями. «Так что прилегающая территория тоже должна увеличиваться, а для этого нет места. Я считаю, что Москве надо выходить за МКАД и активно развиваться на территории Мособласти», — сказал Андрей Поросенков из компании «Правопроект», занимающейся планированием населенных пунктов.
В новейшей истории России уже есть несколько прецедентов по объединению регионов. Первым стал Пермский край (образован в результате слияния Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа), новую историю регион ведет с 2005 года.
Вслед за ним последовало появление Камчатского края - в 2007 году такое название получили ранее существовавшие отдельно Камчатская область и Корякский автономный округ. В результате, до 2008 года число субъектов РФ сократилось с 89 до 83, самостоятельное существование прекратили 6 из 10 автономных округов, а три области - Пермская, Камчатская, Читинская - сменили название на края, Усть- Ордынский Бурятский автономный округ вошел в Иркутскую область, Читинская область и Агинский Бурятский автономный округ объединились в Забайкальский край.
В московском регионе состоялось частичное объединение с областью,- в 2011 году к столице присоединили земли Новой Москвы. Эксперимент можно считать удачным, - территории активно осваиваются, туда прокладывают ветки метро, строят дороги и развязки... Однако в Новой Москве проживают всего 250 тысяч человек, тогда как в Московской области - 7,5 млн. Любой опрос показывает, что они тоже не прочь получить московскую "прописку" вместе со столичными привилегиями.
Эту тягу "замкадышей" к Москве уже активно используют кандидаты в губернаторы. Так,политик и эколог, бывший депутат Госдумы Максим Шингаркин сообщил, что намерен выдвинуть свою кандидатуру на выборах мэра Москвы и губернатора Московской области. Основным тезисом его кампании станет предложение об объединении столицы и Подмосковья с созданием новой административной единицы на территории Новой Москвы.
Ничего невозможного в этом нет.
Процесс объединения Москвы и Подмосковья можно запустить после обращения их руководителей с просьбой назначить референдум в обоих регионах, заявил глава комитета Государственной думы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи Михаил Дегтярев. И такая процедура теоретически возможна после выборов мэра столицы и согласования с Владимиром Путиным.
Такой вариант вполне принимается коллективным сознанием жителей Подмосковья. В отличие от смолян, кубанцев или белгородцев, большинство из них не причисляет себя к устойчивой географической общности. Фраза "я - подмосковец" не звучит гордо и не используется в русском языке. С точки зрения самоидентификации граждан область разбита на десятки более мелких локаций - районных центров (Дмитров, Истра, Волоколамск, Коломна и пр.). И если эти центры станут административными единицами Большой Москвы, то никто обижен не будет.
Правда, еще пять лет назад в дискуссии об объединении Москвы с областью звучал и другой вариант: районы, близкие к МКАД и районы с богатой инфраструктурой и свободными землями отойдут в Московское "княжество", а наиболее удаленные и бедные районы могут попасть в соседние области – Тверскую, Тульскую, Смоленскую и Калужскую.
Но как бы там ни было, а "за" объединение Москвы с областью активно "голосует" самая острая проблема обоих субъектов - экология. И мусорные свалки здесь - лишь вершина айсберга, считает лидер «Альянса Зеленых» Александр Закондырин. По его словам, «экология не знает границ. Объединение Москвы и Подмосковья – объективная необходимость.Нет никаких административных границ и регламентов для экосистемы московского региона. Мы все, несмотря на социальные, идеологические, культурные, религиозные и иные различия, дышим одним воздухом, пьем одну воду и одинаково выбрасываем мусор. Нельзя допускать, чтобы Подмосковье стало помойкой для Москвы. Это нерационально. Все равно придется потом убирать за собой."
- Нельзя реализовывать программу реновации в Москве без понимания планов развития таких муниципалитетов как Красногорск, Химки, Мытищи, Балашиха, Реутов, Подольск, Одинцово, и т.д. - говорит Закондырин.- Мы никогда не решим проблему автомобильных пробок без создания полицентричного города с возможностью жить, работать и получать все необходимые социально-потребительские услуги в шаговой доступности. Москва не приспособлена для нужд современного мегаполиса с таким количеством жителей и автотранспорта – не хватает улично-дорожной сети (сейчас УДС составляет 8% при минимально необходимых 25%), а как следствие – автомобильные пробки, которые дают более 90% всего загрязнения столичного воздуха. Также городу резко не хватает зеленых насаждений – несмотря на масштабные программы «Моя улица» и «Миллион деревьев», а также присоединение «Новой Москвы», ситуация печальна. За 15 лет мы потеряли не менее 700 га деревьев и кустарников, озелененные территории составляют менее 10% площади города. Необходимо принимать единый план по восстановлению лесозащитного пояса московской агломерации...
Ключевое слово в разговорах о будущем региона - "агломерация". Нотесли переходить от слов к делу, неизбежно возникает вопрос - кому управлять процессом? Понятно, что шансы Андрея Воробьева сильно уступают авторитету Серия Собянина.
Пока, впрочем, мэр Москвы публично признает: "Никаких особых предпосылок для такого рода административных объединений нет, слишком огромные субъекты, около 20 миллионов человек. Я вижу на примере новой Москвы, это требует колоссального количества времени, инвестиций, чтобы поднимать даже этот небольшой сегмент, что уж говорить обо всем регионе».
Но это заявление сделано в августе 2017 года. Не факт, что Собянин повторит его после выборов в сентябре 2018-го. И выборы губернатора Московской области вряд ли помешают процессу, - фигура Воробьева не имеет "сакрального" для региона значения.
- Агломерация, конечно, должна развиваться сообща,- считает профессор кафедры экономической и социальной географии МГУ им. М.В. Ломоносова, директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич.- Но в России это плохо получается, у нас чаще в огороде - бузина, а в Киеве - дядька. Административное объединение для развития агломерации – возможно, но это не самое хорошее решение, потому что принимать решения о развитии агломерации будут люди, которые скорее всего будут заинтересованы в Москве. Поэтому общее управление агломерацией – это правильное решение, но общее вертикальное административное управление, когда один начальник всё решает - это не правильно. Идеальный вариант: за стол переговоров садятся Собянин [мэр Москвы] и Воробьёв [губернатор Московской области] и в рамках игры с ненулевой суммой, где каждая из сторон имеет свои плюсы в синхронизации, договариваются о взаимном совместном развитии, решении общих для для области и города проблем. Но поверить в такой вариант трудно, потому что страна развивается вертикальной моделью «я начальник – ты дурак»...
С другой стороны, есть простая логика: кто тянет, тому и достается максимальный груз. Если в Кремле убедятся, что без объединения Москвы и области воз проблем останется на прежней позиции, то решения могут быть приняты весьма быстро.
Нам же говорили, что в ближайшие годы страну ждет настоящий прорыв во всех направлениях. Почему бы не начать его с создания Большой Москвы?