Глеб Павловский: почему Валентин Юмашев все еще нужен Путину

26 июня 2018, 19:54
Нашей огромной страной по-прежнему управляет группа старых добрых друзей из 90-х

Новость о «советнике Путина Валентине Юмашеве» прежде всего летняя: прессе, кроме футбола, заняться нечем, а о плохом вроде отзыва аккредитации у Шанинки, или голодовке Сенцова, писать не хочется. А ведь Юмашев числится советником Путина еще с 2000 года, - пишет политолог Глеб Павловский на сайте московского Центра Карнеги.

Павловский уверен, что несмотря на то что российское общество прокляло лихие девяностые годы, Россией по-прежнему правит клуб Девяностых: путинский консенсус пропитал общество и слился с ландшафтом, и это консенсус Девяностых, суммарный опыт тех, кто «поураганил в те годы»

«Путин сложен сам и осложнил себя интересами «ближнего круга». Эта сложность унаследована обстоятельствами прихода во власть. Они сделали победу неизвестного тогда человека сравнительно простой. Пресс-секретарь Песков уточнил, и вполне справедливо, что Юмашев советник Путина с того момента, когда друг-журналист помог другу-президенту записать важнейшее его обращение – про уход в отставку (31.12.1999).

Говоря о Путине, упускают из виду, что, как человек девяностых, он дитя эпохи опасных игр, где первым призом было – выжить. В 2000 году с Путиным к власти пришло поколение политически выживших, и Валентин Юмашев один из них. Путин стал их лидером. Как все, он прошел сквозь то время и преуспел.

Путин не просто человек девяностых. Он полон опыта тех лет и умело его применяет. Таков весь его маршрут из перестроечного Ленинграда сквозь администрацию Собчака в администрацию Ельцина. Таким он вошел в свое президентство. Он заговорил из Кремля не как функционер и не как комитетская публика. Его язык – язык кухонь 1980–1990-х годов, правда, не интеллигентных кухонь, а велика ли разница? Язык кухонь, бань, базаров за мангалом, раскованный и несколько вульгарный здравый смысл – как и советников с их советами...

Душевная приватность советской кухни получила государственное продолжение: колоссальной страной управляет группа старых друзей, выехав за город на шашлыки.

Эти люди, выжившие после ночи на 1 января 2000 года стоят у власти уже 20 лет. А новый процесс транзита власти, начинающийся сейчас в России снова станет мировой проблемой, поскольку обусловлен положением России в мире и состоянием мирового порядка. Новый проект Преемник в такой ситуации – мировой проект.

Осознав неизбежность транзита власти, Кремль переходит к строительству его мировых предмостий. Встреча с Трампом только начало.

Весной на московской конференции по безопасности директор ФСБ Бортников назвал задачей «достичь информационного превосходства» – буквальное воспроизведение сленга кремлевских девяностых. Лет двадцать тому назад либеральный журналист с уважением слушал бы подобные мудрости от либерального главы кремлевской администрации Юмашева. Но сегодня это пароль борцов со свободными мнениями.

Человек Девяностых в дветыщидесятые проявил неожиданную терпимость к насилию. Лишь немногие не приняли в нем участия и оставили за собой роль жертвы либо наблюдателя. В случае России речь идет не о простом насилии, а о рассеивании жизни в его атмосфере. Сетуют на «борьбу кланов в Кремле», будто прежде в Кремле не боролись. Борьба предполагает все же осмысленность собственных интересов.

Упадок стратегического центра власти создал новый спрос. На стратегию нет заказчика – есть спрос на приложение сил ко всему, что встретится на пустом поле власти. И каждый ведет себя как Система РФ в целом: создает чрезвычайную ситуацию и что-то отнимает, запрещает, захватывает, не думая даже зачем.

Обстоятельства прихода к власти Владимира Путина были намеренно упрощены. В остатке той простоты – кремлевская машина упрощений. Она сложна, но управляется все вульгарнее. Ценности Девяностых сошлись в конфликте. Приоритет выживания – самая простая из ценностей – оказался опасно дружествен к насилию. Теперь обе стихии ищут себе место в будущем строе жизни. То пожирая друг друга, то дружески помогая, как принято среди тех, кто все еще зовет друг друга «старик».

Люди в центре власти также сложны, но их неистовое стремление упрощать Россию опасно. Тем временем страна продолжает усложняться. С 1999 года команда – сообщество Кремля хранит опыт успехов и неудач. Этот опыт накапливается в ближнем круге Путина. В современной России такие люди Девяностых, как Путин, нуждаются в таких людях Девяностых, как Юмашев. Система эффективна, пока сохраняет сложность и свой композитный состав. И власть Двора, управленчески архаичная, пока еще опережает молодых претендентов. Ведь сегодня даже тот Путин – технократ и сорвиголова Девяностых, не имел бы шансов на карьеру в путинской России. А меритократ Юмашев тем более...»

Полностью здесь

#Кремль #Аналитика #Кризис в России #Путин
Подпишитесь