Как пишет телеграм-канал Коллектор, такую "инновацию", якобы, уже тестируют в Сбербанке на согласившихся клиентах: "Назвали они это скоррингом по психометрическим моделям. Хотя "отказ из-за лайка" звучит веселее.
На самом деле ещё в прошлом году Национальное Бюро Кредитных Историй совместно с IT-компанией Double Data разработали систему SocialAttributes, на основе которой уже сейчас работает ряд сервисов онлайн-кредитования. В системе как раз и используются данные из соцсетей в виде интерпретируемых переменных, повышающих точность предсказания платежеспособности заемщика.
Считаю, в ближайшие пару лет все банки начнут использовать и такой способ проверки заемщика, так что можете начинать уже чистить свои профили, чтобы банки смотрели на вас более лояльно".
"Компания Mail.ru Group, владеющая социальными сетями "ВКонтакте" и "Одноклассники", подтвердила, что разрешила Национальному бюро кредитных историй анализировать профили заёмщиков в вКонтакте, - отмечает medialeaks.ru. - "В 2018 году, я думаю, это уже будет. Идеальный вариант - что лицо, телефон, чтобы мы поняли, кто, все следы, все источники, чтобы стало понятно, что это за человек, и если он лайкает тюремные чётки и "Владимирский централ", то навряд ли ему надо сразу одобрять кредит, скорее всего, ещё раз надо что-нибудь посмотреть, - рассказывал старший вице-президент Сбербанка Александр Ведяхин".
Социальные сети давно анализируют банки США и Великобритании. О том, какие приблизительно данные собирают американские агентства, ещё в 2013 году писал Wall Street Journal, когда отрасль только начала зарождаться.
Тогда кредитные организации начали исследовать репутацию клиентов в фейсбуке, твиттере и LinkedIn. Например, в последней соцсети аналитики смотрели, как долго человек работает на последней должности и какие у него деловые связи — для банков (что логично) оказалась важна стабильность работы заёмщиков.
Уже упомянутая компания Lenddo рассказала журналу, что на основании данных из социальных сетей присваивает потенциальному заёмщику рейтинг от одного до тысячи. Рейтинг повышается в зависимости от того, сколько у клиента друзей и подписчиков, от того, какая информация указана об образовании и карьере, от того, подключены ли к профилю какие-либо платёжные системы. Тогда некоторые кредитные агентства ещё сомневались в перспективности исследования соцсетей, говоря, что человек может запросто исказить информацию о себе или вовсе её не показывать.
В 2015 году Facebook выпустил официальное приложение для банков, позволяющее проводить скоринг заёмщиков (так что "вКонтакте" в этом плане не новатор). О приложении известно, что оно позволяло оценивать не только самого клиента, но и его друзей. Чем больше друзей, а лучше родственников с хорошим кредитным рейтингом, тем лучше и для самого заёмщика.
Эксперты рассказывали, на что в первую очередь смотрели банки, изучая ваши соцсети. По их словам, прежде чем принять решение о выдаче кредита, учитываются тысячи параметров. Например, смотрят и на возраст аккаунта (старым профилям доверяют больше), проверяют содержание страницы, в том числе обращают внимание на агрессивные посты или комментарии, которые понижают рейтинг.
Не сыграет на руку участие в экстремистских сообществах или антиколлекторских группах. Зато наличие семьи и указанных в профиле родственников может повысить шансы на кредит. Также плюсом будет большое количество друзей (но не слишком большое, чтобы система не решила, будто вы накручиваете френдов для каких-то тёмных дел).
Также, по данным портала, банки не любят поклонников экстремального спорта, так что ваша фотография со сноубордом или парашютом может насторожить кредиторов. Микрофинансовые организации вдобавок опасаются клиентов, у которых много фотографий из дорогих клубов или с элитных курортов. Действует логика: зачем с виду обеспеченному человеку вдруг понадобился кредит на 30 тысяч рублей? Также не рекомендуется публиковать фотографии с алкоголем.
Слишком длинные публикации, больше 350 слов, говорят, что человеку сложно коротко сказать то, что он хочет, - рассказывала управляющая управляющая сервиса "Скориста" Мария Вейхман. — Это может говорить о неспособности сконцентрироваться и отсутствии дисциплины: не исключено, что для жизни ему также нужно больше средств, чем он в состоянии себе позволить.
Вейхман также советовала не писать в социальных сетях о своих проблемах. По её словам, банки уже научились понимать характер человека по тому, какие посты он пишет, и отсеивать потенциальных неплательщиков. Помимо информации, которую пользователи оставляют намеренно, анализируется и техническая сторона, например, с какого устройства потенциальный клиент сидит в соцсетях или на какую технику снимает фотографии".