"Прогноз Сечина немного оптимистичен, но определенная логика в нем просматривается, так как рубеж 2025-2030 годов на сегодняшний день более или менее прогнозируемый. разговоры про дефицит нефти вполне естественны после того, как на фоне кризисных 2014-2015 годов и начала 2016-го на фоне низких цен добывающие компании откладывали все инвестиционные решения. То есть более двух лет новые проекты никто не запускал.
При этом инвестиционный цикл длинный – примерно 7 лет проходит от принятия решения до добычи первой нефти. Проекты сейчас в основном все сложные, кроме сланцевых месторождений в США. Получается, те проекты, которые должны были вступить в строй в 2022-2025 годам работать не начнут, это "окно" и скажется в будущем на уровне добычи. Старые проекты будут выходить из эксплуатации и давать все меньше сырья, а новых до 2028-2030 не предвидится. Однако нужно понимать, что этот дефицит не навсегда, уже с 2030-го отрасль выйдет на добычу по уровню спроса.
Фактор дефицита сложно прогнозируется именно из-за американских сланцевых проектов, которые стали на мировом рынке "замещающим поставщиком". Если традиционные месторождения нуждаются в сложной инфраструктуре и разворачиваются 7 лет, то сланцевые – от месяца до полугода. При низкой цене на нефть эксплуатировать их нерентабельно, владельцы "замораживают" проекты. Когда цена подходит к 70-80 долларам за баррель, они вновь запускают буровую установку.
Именно поэтому фактор нехватки предложения на фоне предсказуемого спроса предугадать сложно. Скорее всего, тотального дефицита сырья ожидать не придется, однако даже сланцевики с их маневренностью на рынке полностью негативный эффект выпавших инвестиций могут не компенсировать. Пока им это удается, но пика нехватки сырья мы еще отнюдь не достигли", - подчеркивает эксперт.
По его словам, в условиях приближающегося дефицита мир явно не будет жить в состоянии "шоковых" цен на нефть, которые были в 2014-2015 годах.
Полная версия - здесь.