1. Натурные съёмки.
В дом Ростовых можно войти не иначе, как через стадо кур и свиней.
2. Работа художника по костюмам
Наташа Ростова (Лили Джеймс) с чёлкой против Николая Ростова (Джек Лауден) в алой косоворотке. Николай выходит вперёд и выигрывает, но ненадолго. Наташа решительно побеждает, придя в церковь в тюрбане. Пешком, одна, в платье с вырезом. Когда священник отпевает почившего графа Болконского-старшего (Джим Бродбент) в белых одеждах, надеваемых на великие праздники, мы окончательно понимаем, что костюмы и натура - это неважно. Главное - правда характеров.
3. Правда характеров.
Элен Курагина (Таппенс Мидлтон), видимо в традициях высшего света, спит с собственным братом, называет любовника «сладкий мальчик», а в сцене обольщения Наташи даже надевает на голову что-то, очень похожее на рожки мелкого беса. Брата же Элен Анатоля Харпер словно списал с лакея Раневской Яши из пьесы «Вишнёвый сад», хотя в романе он был, как мы помним, князем. Анатоль в исполнении Каллума Тёрнера некрасив, не обольстителен и неумен. И только Харперу известно, чем его Анатоль Курагин переиграл Андрея Болконского, который в исполнении Джеймса Нортона красив, обольстителен и умен. Поцелуй Анатоля и Наташи в гардеробной дворца напоминает поцелуй в гардеробной средней школы. Темнота, теснота, вокруг - ни души. Харпер и Дэвис решили, что приглашённые на императорский бал должны самообслуживаться, как районной поликлинике. Где слуги? Этот вопрос вообще неуместен. Приехала княжна Болконская к семье графов Ростовых. Вошла сама, без объявления, без прислуги, без сопровождения. Может быть, вообще пришла пешком. К чему условности? Русский зритель удивлён этому также, как был бы удивлен британский, если бы свадьба принца Гарри и Меган Маркл проходила бы без сопровождения членов королевской фамилии. Есть условные исторические клише, и они трещат по швам, отвлекая внимание от режиссуры, игры актёров и сюжета, который по школьной программе помнят все.
Сюжет сценарист меняет в угоду драматическим ситуациям. Расплата по счетам Элен сделана Дэвисом зрелищно, но Лев Николаевич был бы удивлён. Пока зритель недоумевает, почему беременную Элен гонят из высшего света (это из другого романа Толстого, сценарист Дэвис, вы перепутали!), сценарист заставляет её умереть от аборта, а не просто от болезни, как сделал с надоевшей ему героиней Толстой. Порок должен быть наказан, таков негласный закон сериальной драматургии. Больше всех удивляет графиня Ростова-старшая. Даже не понятно, как может эта фурия в романе сентиментально плакать от радости, покупая мундир сыну подруги. В сериале она ведёт себя с жертвенной Соней, аки Кабаниха с Катериной в пьесе «Гроза». Видимо, телезрителю Британии понятнее повадки третьего сословия, а не холодный стиль высшего света. Хотя графинюшку жалко - ведь это не она.
4. Нечаянные радости
Прекрасное исполнение роли Полом Дано. Его Пьер - ребёнок с потрясенными от мира глазами. Американский актёр сыграл все стадии познания мира Пьером, как по нотам: от жажды битвы, жажды подвига, через страдание – к смирению и постижению тайны жизни, которую открыл ему Платон Каратаев в исполнении Эндриа Роулинз: научиться дарить и принимать любовь. Пьер становится главным героем сериала, он проходит все ужасы войны. Которая, кстати, сделана очень мастерски, с подробно снятыми батальными стенами, лазаретами в лужах крови, отпиливанием ног на глазах у зрителей, и медленным, почти минутным верчением снаряда, который несёт в себе смерть князя Андрея Болконского. Который её и ищет и от снаряда не прячется. Перед смертью Болконского Нортон хорошо сыграет открывшуюся его герою тайну любви – через прощение. И почти падает у зрителя слеза, но вовремя сворачивается на удивленных глазах - князь Андрей умирает на украинских рушниках с красной вышивкой. Хорошо хоть, не в вышиванке. Блестящая роль Кутузова в исполнении Брайана Кокса может вполне сравниться с Кутузовым в картине Сергея Бондарчука. Дэвис и Харпер поняли в Кутузове главное – солдаты были ему важнее славы и стен древней Москвы. А вот его протагониста Наполеона волновала она, и только она. Потрясающие Эдриа Роулинз в роли Платона Каратаева и Джесси Бакли в роли княжны Мари Болконской сыграли два русских жертвенных характера, настолько русских, что хочется удивиться. Где можно было в Англии найти такие русские лица? А вот нашли. И музыка, великолепная, исполненная печали и нежности, роскошная музыка Мартина Фиппса, который написал её к нескольким десяткам топовых английских сериалов, и который может стать достоянием английского кино.
5. Главные открытия
В целом британцы отразили главное - и любовь, которая входит в сердце гордого князя Андрея только вместе с дыханием смерти, и доброту и милосердие Пьера, который достоин счастья с Наташей Ростовой в исполнении красотки Лили Джеймс с подведенными чёрными бровями и чёлкой, которую ну никто во времена Толстого не носил. И великую тайну жизни, подаренную Каратаевым Пьеру во время жизни в плену у французов. Искренние, лишенные любого притворства души Мари и Наташи, самопожертвование Сони, благородство Николая Ростова, и очищение всех низостей человеческой природы бедой войны – всё это было прочитано и сыграно без ошибок. И совершенно не важно в итоге, в каком тюрбане ходит Наташа в церковь. Да хоть в чадре. Это всего лишь детали. На самом деле, британцы сделали главное – уложили роман из школьной программы в телесериальный формат, который смогут–таки просмотреть школьники во время летних каникул. Потому что читать роман они, увы, не будут. И все высокие мысли Пьера, все мечты о славе князя Андрея, всю нежность и открытость души Наташи они никогда не прочтут. Доверятся Харперу и Дэвису. Которые не подведут.