Националистов успокоили в Госдуме

9 июня 2018, 15:07
В нижней палате сократили сроки обсуждения в регионах нашумевшего «закона о добровольном обучении родным языкам». Члены рабочей группы Госдумы решили вернуться к первоначально отложенному на осень законопроекту «О внесении изменений в Федеральный Закон «Об образовании» уже 19 июня.

При этом, судя по всему, некоторые требования представителей национальных республик были частично признаны. Так к рассмотрению приняты поправки, предполагающие перевод изучения школьниками языков народов России (татарского, башкирского, чувашского и более сотни других) из обязательных предметов в разряд факультативов.

Инициатива, озвученная законодателями в первоначальной версии законопроекта, сразу вызвала волну критики в ряде субъектов страны, в первую очередь тех республик и автономий, где титульную нацию образуют не этнические русские, а другие народности. К ним условно относятся Башкирия, Калмыкия, Татарстан и ряд более моноэтнических регионов. Не везде такая инициатива встретила понимание. Например, в Кабардино-Балкарии вообще потребовали «снять с обсуждения позорный для России законопроект».

В соответствии с действующим законодательством преподавание национальных языков в этих субъектах ведётся сегодня на обязательной основе. «Родной язык» - такая же учебная дисциплина, как история, математика или физкультура. Согласно сегодняшним нормам, на изучение родного языка отводится не менее двух часов в неделю (это минимум 3 урока), в дополнение к урокам государственного (русского) языка.

Первоначально в законе планировалось сократить учебную нагрузку за счёт национальных языков. Однако в таком виде законотворческая инициатива была принята в штыки рядом региональных образовательных ведомств и местных элит. На их взгляд, предлагаемые меры грозили существенно снизить качество преподавания национальных языков, а также создать почву для межнациональных и межэтнических конфликтов.

Опасение вызвало и то, что изучение родного языка может стать не только «бременем», вытягивание которого придется тратить силы во вне учебное время, но и своего рода социальным маркером, делящим школьников на «своих» и «нерусских».

В текущей версии законопроекта учтены все требования недовольных национальных меньшинств и малых народов. Родной язык сохранит статус обязательного предмета, на подготовку соответствующих кадров, учебных программ и пособий будут выделены средства федерального бюджета, в рамках создаваемого фонда поддержки изучения национальных языков и одноименной государственной концепции.

Однако и такие уступки, похоже, не достаточны в глазах наиболее стойких критиков законопроекта, продолжающих спекулировать на его якобы дискриминационной направленности. Они даже прозвали новую редакцию «закон о факультативных народах».

Тем не менее очевидно, что выбор родного языка для каждого учащегося - это право, которое нельзя делегировать школьной программе. Существующие учебные планы с их возрастающей нагрузкой по изучению русского языка, в силу того, что это один из двух обязательных предметов при сдачи итоговой школьной аттестации (ГИА и ЕГЭ), и без того довольно обширны.

В том, что закон в своей первоначальной формулировке адекватен, не сомневаются и в экспертных кругах.

«Концепция добровольности изучения национальных языков вполне разумна. Пусть будет, скажем, по 1-3 занятиям в неделю, во вне учебное время или по субботам. Кроме того, существуют и такие формы обучения, как, например, театральные кружки, где ставят спектакли на национальном языке. Это гораздо более эффективный формат обучения, чем стандартные уроки», - отмечает политолог, профессор МГИМО, доктор исторических наук Валерий Соловей.

Для вхождения в международное образовательное и культурное пространство, по его словам, русский язык важнее национальных.

Среди экспертного сообщества звучат и другие аргументы в поддержку резонансного законопроекта.

«Язык - одна из основ государственности, поэтому государственный язык может быть только один. Взгляните на сегодняшнюю Испанию и Каталонию, на события 2017-2018 годов. Они связаны исключительно с языковым национализмом», - приводит пример политолог, глава экспертного совета Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) Глеб Кузнецов.

«В 1980-е после падения режима Франко в этой стране были приняты законы, позволяющие вести образование в школах только на каталонском. В результате выросло целое поколение людей, для которых испанский не является родным языком, хотя они при этом граждане Испании», -заключает эксперт.

Справка

Законопроект № 438863-7 «О внесении изменений в Федеральный Закон «Об образовании», который устанавливает, что преподавание и изучение государственных языков республик РФ ведется на добровольной основе, а изучение родных языков - с учетом потребностей обучающихся и их родителей был внесен в Госдуму группой депутатов в апреле.

После неоднозначной реакции на законопроект со стороны некоторых регионов в Госдуме была создана рабочая группа по его доработке. В комитете Госдумы по образованию и науке пообещали, что проект станет более приемлемым для национальных республик. Законопроект был также направлен в Совет по правам человека при президенте России. Владимир Путин высказал свою позицию по данному вопросу довольно четко в июле 2017. «Заставлять человека учить язык, который для него родным не является, так же недопустимо, как и снижать уровень и время преподавания русского», - сказал тогда президент России.

#Общество #Новости
Подпишитесь