Posted 6 июня 2018, 06:14

Published 6 июня 2018, 06:14

Modified 7 марта, 16:46

Updated 7 марта, 16:46

Мединский раздул всероссийский культурный скандал

6 июня 2018, 06:14
Нарастающий имущественный спор вокруг Дома Палибина может принести министру культуры РФ Владимиру Мединскому весомые репутационные потери. Меньше чем за неделю борьба учёных-реставраторов с «православными коммерсантами» достигла небывалого градуса накала. Конфликт близок к выходу в зону международного внимания.

О принудительном выселении сотрудников Государственного научно-исследовательского института реставрации (ГОСНИИР) из Дома коллежского советника А.Г. Палибина стало известно 31 мая.

Министерство культуры РФ направило в их адрес приказ № 743 за подписью замминистра Обрывалина о согласовании передачи особняка - памятника зодчества XIX века на улице Бурденко в Москве в пользование некого «Фонда по содействию в создании, развитии и поддержки художественных промыслов религиозного назначения во имя Святого Архангела Михаила».

Устно реставраторам подведомственного Минкульту ГОСНИИРА было пояснено: у них неделя на освобождение помещения. «Никаких предварительных разговоров не было. Картины с мольбертов снимают в сыром состоянии», - рассказывают сотрудники института.

Кулуарное решение

Решение о выселении учёных-реставраторов было принято Министерством культуры кулуарно, в одностороннем порядке. Без обсуждения с экспертным сообществом. Дом-памятник, согласно приказу от 17 мая 2018г., передают без каких-либо конкурсов или аукционов, на безвозмездной основе никому не известному коммерческому и будто бы религиозному фонду, причём сразу на 25 лет, - подчеркивает председатель центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПиК) Артём Демидов.

В Доме Палибина долгие годы работал художник, подвижник и защитник культурного наследия России Савва Ямщиков - его называли "Реставратором Всея Руси" (в особняке сохранён его мемориальный кабинет). Последние 35 лет тут располагается выставочный зал ГОСНИИР, где на постоянной основе работают высококвалифицированные специалисты: заслуженный работник культуры Нина Зайцева, реставратор высшей категории и хранитель мемориального кабинета Саввы Васильевича Виталий Кузюбердин, а также родная дочь подвижника - Марфа Ямщикова. В интерьерах Дома Палибина сохранились редкие расписные настенные обои XIX в., печи с уникальными изразцами.

С 2017 года памятник находится под опекой Волонтёрского движения ВООПИК. С прошлого года добровольцы под надзором специалистов расчищают фасад и цоколь здания от старых красочных покрытий, производят грунтовку стен. В этом году Дом Палибина будет отмечать свой 200-летний юбилей, и к этому событию волонтёры надеялись завершить полностью ремонт фасада и финальную окраску стен.

- Мне лично эта история очень близка, потому что я знал и Савву Ямщикова, и тех профессионалов, кто трудится там беззаветно сегодня, - говорит "НИ" Демидов. - Дом Палибина - это знаковое место и оно очень органично со сложившимся под его крышей профессиональным сообществом. Рестораторов нельзя выселять. Особняк должен оставаться пространством диалога, развиваться как открытая профессиональная и общественная площадка, быть местом проведения реставрационных выставок, обмена опытом молодых специалистов и профессионалов-наставников, точкой приложения волонтерских сил, выполнять задачу популяризации историко-культурного наследия. Это памятник культуры федерального значения, он должен хранить культурную память, а не превращаться в какой-то закрытый офис или ларёк.

Штатным сотрудникам ГОСНИИР - трём реставраторам и сторожу - из филиала в Доме Палибина предложено перевестись в головной офис института на Электрозаводскую (ул. Гастелло). Все выселяемые сотрудники высказываются против такого шага.

"Гений места" не в счёт

- Мы связаны с этим местом кровными, духовными узами. Для творчества очень важен гений места, душа мастерской. Мы с Виталием Кузюбердиным [заведующий сектором реставрационных выставок] – единственным кстати реставратором высшей категории в нашем институте - были друзьями Ямщикова, мы долгие годы были включены в эту орбиту, понимаете? - Говорит заведующая отделом пропаганды художественного наследия ГосНИИР Нина Зайцева. - Мы болеем за наш институт...

Министерство культуры обвиняет реставраторов в том, что они запустили здание. Однако, как можно делать такие заявления, когда финансирования на реставрацию чиновники последние годы почти не выделяли, возмущаются собеседники «НИ» . Всё, что можно было делать, ГОСНИИРовцы пытались делать собственными силами и силами волонтёров. И вот теперь под этим предлогом их же и выселяют.

- Последний проект реставрации дома был реализован предыдущим руководством ГОСНИИР в 2009 году. По этому проекту финансирования из Министерства культуры не было. Оно нас обвиняет в том, что мы запустили дом, а финансировать работы – не финансирует, - говорит Нина Зайцева. Мы сами сделали всё, что можно, сами перестелили крышу, сами отремонтировали фасад. Когда дом передали институту в 1981 году, он вообще был в жутком состоянии – у нас есть фотодокументация. Это была огромная коммунальная квартира. Жильцы тут перестраивали самовольно внутренние помещения, сооружали лишние перегородки, вскрывали подлинные архитектурные детали. Дом институту достался институту в таком виде. И впервые за всю историю особняка шесть лет - с 1981 по 1986 год - мы проводили грандиозную научную реставрацию, включая редчайшие росписи на бумаге, которые сохранились в этом доме (прообраз современных обоев). Руководил этими работами наш нынешний директор по научной работе – Сергей Филатов. Мы, можно сказать, возродили этот дом из пепла в 80-е.

Сегодня возродивших Дом коллежского советника Палибина из пепла в благодарность за их подвижнический труд просят на выход.

Однако у Минкульта РФ другой взгляд на эти события.

Позиция Минкульта РФ

«Дом Палибина – памятник деревянного зодчества. Это один из последних памятников того времени, начала XIX века, который остался в Москве. На этом объекте уже долгое время не проводились никакие ремонтно-реставрационные работы. Поэтому несколько странно слышать, что оттуда выселяют реставраторов. Если бы такая ситуация действительно имела место, то в первую очередь должен был возмутиться ГОСНИИР, с которым был заключён договор аренды, - прокомментировал ситуацию «НИ» руководитель Агентства по управлению и использованию памятников истории и культуры Роман Рыбало - При этом у ГОСНИИР есть здание на улице Гастелло, дом 44. Оно большое, площадей там достаточно, поэтому все свои мастерские они вполне могут разместить в нём».

Чиновник заверил, что министерство передаёт здание фонду с жёстким обязательством: в течение двух лет должен быть проведён полный комплекс работ по его реставрации. Невыполнение этого условия является основанием для расторжения договора.

- Совершенно непонятно, откуда такой резонанс. Нужно сохранить кабинет Саввы Ямщикова – он будет сохранён. Необходимо провести волонтерский лагерь – он будет проведён. За что переживает общественность? Если за сохранность объекта культурного наследия, то его просто необходимо передавать той организации, у которой есть средства на проведение ремонтно-реставрационных работ, - добавил Рыбало. Он выразил надежду на то, что теперь основания для споров вокруг Дома Палибина сойдут на нет.

А действительно - за что переживает общественность? Больше всего людей волнует, что дом-памятник, находящийся сегодня под охраной государства, займут по сути коммерсанты. Безусловно, они будут чувствовать себя там как на своей частной территории. И что будет происходить с нашим российским культурным наследием в ближайшие 25 лет, одному богу известно.

Зачем Дом Палибина "Архангел-девелопменту"?

Что представляет из себя «Фонд по содействию в создании, развитии и поддержки художественных промыслов религиозного назначения во имя Святого Архангела Михаила»?

При поверхностном анализе открытых данных узнаем: организация довольно молодая - создана она 28 февраля 2014 года в Москве. Состав учредителей - сплошной семейный подряд господ Горковенко. Основным видом деятельности своего фонда сами они вписывают коммерцию: а именно: «предоставление прочих финансовых услуг, кроме услуг по страхованию и пенсионному обеспечению, не включенных в другие группировки».

Имеются у всех четырёх участников организации и другие небольшие бизнесы, но на Фонд Святого Архангела Михаила семья, похоже, ставит как на главную свою «жемчужину».

Что же помогло довольно среднему по масштабам семейному бизнесу заполучить аж за личным росчерком пера руководства Минкульта на безвозмездной основе в пользование на четверть века объект российского культурного наследия в самом центре Москвы? Не просто памятник – а вполне себе ощутимое нежилое здание, общей площадью в 328,1 кв. метров и кадастровой стоимостью всего в 9,6 млн рублей, согласно выписке из Росресстра.

Загадочная встреча на парижской ярмарке

В чем же разгадка? Для сотрудников ГОСНИИИР давно не секрет, что причина столь божественного везения кроется в том, что с недавнего времени семья Горковенко с министром культуры России Владимиром Мединским якобы на короткой ноге.

- Всплывает то один, то другой факты, как он [Мединиский] познакомился с этим фондом и с их представителями в Париже на какой-то ярмарке, - говорит сотрудник ГОСНИИР, попросивший сохранить свою конфиденциальность. - Это частная организация, и передавать дом, который находится в ведении культуры, в частную организацию, в безвозмездное пользование сроком на 25 лет, без тендера, без конкурса - где вообще законы наши? По моему мнению, происходит коррупционный сговор чиновников. Все это понимают. Просто говорить что-то можно, а что-то нельзя. Все всё видят, все всё понимают, и позицию Мединского знают, - говорит собеседник «НИ».

- В данном случае я не понимаю, почему какой-то организации памятник можно отдать в пользование с ограничением на год или на пять лет, кому-то отказать, кому-то только за миллионы рублей и по аукциону и с жёстким требованием обязательных реставрационных работ и вложений. А кому-то за просто так? Чем руководствуются? Эта организация [Фонд Святого Архангела Михаила] очень заслуженная может быть какая-то или она представила обществу план работ по дому, план развития этого места? Но нет, ничего этого мы не видим. Более того, поставлено под угрозу мемориальное место, - продолжают наши собеседники.

Тысяча подписей с комментариями за неделю от интеллигенции со всей страны

Скороспелое решение Минкульта о передаче знаменитого памятника архитектуры Москвы с 200-летней историей так называемым православным коммерсантам возмутило не одну только несчастную троицу реставраторов, изгоняемую из родных пенатов вместе со сторожем в придачу.

Всего за неделю волна недовольства объединила сотни представителей интеллигенции по всей стране.

Десятки и сотни известных реставраторов, историков, краеведов, искусствоведов, работников культуры, общественных деятелей, актеров, журналистов, студентов, пенсионеров поддержали открытое письмо в адрес Мединского. Все они просят министра культуры вмешаться в ситуацию и пересмотреть решение об отъёме Дома Палибина у реставраторов, заботившихся о нём на протяжении 35 лет.

Обращение к главе российского Минкульта уже поддержал ряд известных деятелей: киноактер, народный артист РСФСР Василий Ливанов, актриса театра и кино, режиссер Татьяна Доронина, актер театра и кино, народный артист РФ, зампредседателя Союза театральных деятелей России Евгений Стеблов, писатель, лауреат Литературной премии А. Солженицына и Государственной премии Правительства РФ Игорь Золотусский, балетмейстер, заслуженная артистка РСФСР Валентина Ганибалова, почетный реставратор г. Москвы, член-корреспондент Российской академии художеств, заслуженный деятель искусств РФ Олег Яхонт, главный редактор журнала «Наше наследие», лауреат литературной премии А. Солженицына и Государственной премии РФ Владимир Енишерлов и многие, многие другие.

Подписанты едины во мнении, что дом Палибина должен остаться реставрационным и культурным центром, пропагандирующим ценности российского наследия, сохраняющим преемственность и гуманитарную традицию десятилетий. Служить благородному делу развития добровольческого (волонтёрского) движения в сфере культурного наследия. Об этом говорится в обращении.

Всего, по подсчётам волонтеров, меньше чем за неделю письмо подписала почти тысяча человек со всех уголков России. Узнающие о проблеме люди оставляют свои комментарии на сайте общественного объединения «Хранители наследия», где размещено письмо.

Из тихих задворок в зону международного внимания

Набирающий обороты конфликт рискует выйти в зону международного внимания. К подписантам мало-помалу присоединяются эксперты, культурологи, учёные и даже религиозные деятели из-за рубежа: из Франкфурта, Лондона, Иерусалима, городов Новой Зеландии.

Нежелательные вопросы начинают возникать и со стороны французских партнёров по добровольческим проектам. В 2017 году Дом Палибина вошёл в список основных объектов российского волонтёрского движения «Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры» (ВООПИК). На 2018 год по соглашению Москвы с французской ассоциацией REMPART намечен приезд волонтёров из Франции для совместного участия в реставрации Дома Палибина. Первый российско-французский кампус по сохранению Дома Палибина, состоялся в 2017 году и получил широкое позитивный отклик в российских и зарубежных СМИ. Резкое прерывание международных волонтерских проектов без уважительных причин после заявлений президента Путина о государственной поддержке и развитии добровольческого движения в России в рамках нацпрограмм и объявления 2018 года в России Годом добровольца (волонтера) может вызвать негативный общественный, в том числе международный, резонанс.

В ход идут "тяжеловесы"

В понедельник Минкульт, по-видимому, осознавая уже наступившие тяжёлые информационные последствия, попытался как-то выправить положение и начал собственную кампанию. Через ТАСС в медиаполе ввели «тяжеловеса» - одного из самых лояльных парламентариев от так называемой прокремлевской интеллигенции и председателя Думского комитета по культуре Станислава Говорухина. "Единственное, на что давят "подписанты", так это на то, что здание находится у них в пользовании на протяжении 35 лет", - заявил Говорухин, назвав претензии реставраторов «голословными и не обоснованными».

«За эти годы никаких работ по сохранению уникального памятника не проводилось, за исключением привлечения волонтёров для очистки фасада от покраски, что является нарушением законодательства, так как подобные работы могут проводить только организации, имеющие специальную лицензию", - добавил он и подчеркнул, что "дом Палибина находится в неудовлетворительном состоянии», а «министерство культуры ведёт правильную работу по ужесточению требований по сохранению культурного наследия".

Реакция волонтеров на обвинения Говорухина

Нас ошарашило заявление уважаемого Станислава Сергеевича [Говорухина]. Он очень погорячился, особенно в отношении того, что мы – волонтёры работаем в Доме Палибина незаконно, - говорит председатель ВООПиК Артем Демидов. - Почему председатель думского комитета по культуре так странно отреагировал? Тем более что он сам неоднократно заявлял о поддержке волонтёрского движения, тем более что в майском указе президента впервые появилась национальная программа «Культура России» и в частности были заявления именно о поддержке движения по сохранению объектов культурного наследия. Что значит, волонтёры работают на памятниках культуры незаконно? Абсолютно законно! Наш проект идёт по соглашению с Минкультом, в соответствии с разработанной проектной документацией, по согласованию с Мосгорнаследием и поддерживается первым лицом страны!

Демидов отмечает, что волонтёрское движение в России восприняло заявление Говорухина весьма болезненно. Оперативно волонтёры составили режиссеру ответ, в котором выразили «большое недоумение» в связи с распространенными им высказываниями о якобы незаконности их труда на объекте культурного наследия федерального значения - доме Палибина в Москве.

Скороспелые комментарии Говорухина, похоже, только усугубили и без того взрывоопасную и напряжённую обстановку. Вслед за волонтёрами и «пошли в контратаку» и сами реставраторы. После неоднозначного выступления председателя думской комиссии они объявили, что готовят заявления в Прокуратуру и Следственный комитет в связи с намеренными, как им кажется, действиями по уничтожению в Москве памятника культуры федерального масштаба. Также они заявили, что будут продолжать активно распространять информацию в соцсетях и привлекать на свою сторону СМИ.

Подпишитесь