Posted 5 июня 2018, 10:00
Published 5 июня 2018, 10:00
Modified 7 марта, 16:47
Updated 7 марта, 16:47
Рингом для публичной дискуссии стал созданный недавно skills-клуб «Практика» - совместный проект центра социального проектирования «Платформы» и медиахолдинга «1Media Invest». Идея новой экспертной площадки очень проста. Объединившись, специалисты различных общественных профилей в результате обмена своими прикладными знаниями рождают на стыке дисциплин нестандартные и действенные решения злободневных проблем в своих отраслях. Социологи, пиарщики, медиаменеджеры, специалисты по GR, урбанисты, психологи рассказывают друг другу о новых тенденциях в своих профессиях и переводят проблемы в разряд совместно решаемых задач. В результате формируется уникальное творческое пространство, взаимонепробиваемое компетентное сообщество со своими активными общественными фигурами. Такого Москва ещё не видела, но увидит совсем скоро, уверены вдохновители проекта.
Пилотное заседание экспертного клуба «Практика» 31 мая было посвящено будущему российских СМИ. Своими мнениями и сомнениями на этот счёт обменялись приглашенные к дискуссии гости клуба - признанные игроки и эксперты медиасферы. Среди них: руководитель комитета цифровых коммуникаций РАСО Сергей Водопетов, политолог, президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов, шеф-редактор московского бюро Ura.ru Айсель Герейханова, главный редактор агентства городских новостей "Москва" Александр Малютин, генеральный директор ИД «Советский спорт» Игорь Молодцов и др.
- «Практика» выросла из экспертных взаимодействий. Мы активно развивали эту идею со ВЦИОМом. Формат стал регулярным с претензией на развитие и масштабирование. Сегодня мы решили поговорить о трансформациях медиа, о том, что будет происходить с медийными инструментами, - открыл заседание skills-клуба основатель центра социального проектирования "Платформа" Алексей Фирсов.
Главным спикером встречи выступил Федор Щербаков. Он рассказал о последних тенденциях в СМИ на примере работы собственного холдинга «1MediaInvest»:
- Для начала я бы хотел бы рассказать о нас и любопытных изменениях, которые происходят на медийном рынке в последнее время. Наша компания плотно присутствует в 16 регионах страны и везде владеет крупными информационными агентствами. Это исключительно он-лайн, хотя у нас есть и «Советский спорт», который существует офф-лайн. Ещё у нас есть журнал «Нефть и капитал», который выходит в печатном виде до сих пор. Несколько лет назад мы решили идти в регионы, потому что поняли, как здорово начало сегментироваться внимание аудитории. Люди хотят обязательно получать местную повестку. Местная повестка ранее ограничивалась местными ГТРК и какой-нибудь крупной газетой, чаще всего со словами «Правда» и географией в названии. Но, к сожалению, это было государственное или около государственное издание. Никто его не читал и не смотрел, ни на что оно не влияло. Мы начали покупать региональные медиа. Сегодня это уже 16 регионов. Мы сделали несколько серьезных исследований. И сейчас мы занимаемся всерьёз реструктуризацией крупных государственных холдингов регионального масштаба. Большая часть руководства регионов пришла к выводу, что всё, что у них есть в госхолдингах, вообще не собирает аудиторию. С этим сложно работать, а главное, в сложившейся ситуации не решается основная задача: не продаются "вожди", не продаются идеи, которые руководство регионов пытается донести до граждан. Какой-нибудь маленький телеграм-канал или дзен-канал в то же время могут иметь в регионе влияние большее, чем огромный государственный холдинг с шикарным финансированием, - рассказал спикер.
По словам Щербакова, Московское правительство тратит на СМИ порядка 20 млрд рублей в год. По сравнению с нефтяной и космической отраслью сумма вроде как и небольшая, но по меркам медиарынка эти расходы просто огромные! Какой выхлоп в итоге? Сами москвичи с московскими СМИ практически нигде и не соприкасаются, не читают. Данный факт говорит о серьезной проблеме технологического характера.
- Мы провели аудит, посмотрели, что у них [ГосСМИ в регионах] происходит с аудиторией, и выяснили, что аудитории у них практически нет. Они работают сами для себя. Мы задали им первый вопрос о наличии комбината питания. Они без задней мысли ответили, что есть и что пекут пирожки. В этом-то и заключается основная проблема. Занимаются пирожками, а не контентом. А контент – штука сложная, и ей заниматься боятся. Наглядный пример – выборы в любом взятом регионе, - отмечает гендиректор «1MediaInvest».
На выборах политические силы заключают договоры на информационное обслуживание, платят дополнительные деньги, покупают журналистов. Но на свои родные медиа кандидаты вообще не рассчитывают. Они понимают, что эти медиа поставленные задачи не решат.
- Для ряда регионов мы предложили механизм, - продолжает Щербаков. - Везде есть огромный потенциал в виде районных газет. Их никто не читает. Это «скипетр и держава» для местной власти. Есть газета – есть власть. В нескольких регионах мы начали переводить районные газеты в он-лайн, и они создают новые системы. Через них создаются Яндекс-волны, через них можно узурпировать картину дня в Яндексе. Мы проводили исследования, из которых видно, что большая часть населения получает новости из картины дня в Яндексе, когда просто заходят почитать свою почту и видят пять новостей. И к вечеру, когда включают телевизор, все новости они уже знают. Мы много взаимодействуем с региональными телеканалами и понимаем, что новости на телеканалах, как светлячки: появились и исчезли. Борьба за пять новостей на главной странице становится главным трендом, задачей, которая актуальна, особенно, в региональных медиа. Мы и с телеканалами работаем над тем, чтобы создавать скрипты, чтобы они оставались в поисковых системах.
В 90 процентах случаев сегодня люди попадают на информационные ресурсы через агрегаторы, либо через соцсети, либо поисковые системы, но не через прямые заходы, говорит выступающий. Возникает вопрос – а как это будет развиваться? Ответа на него нет пока ни у кого. Каждый день появляется новая платформа. Недавно не было Telegram, еще полгода назад плохо работали Яндекс.Дзен-каналы. Благодаря Яндекс.Дзену большинство ресурсов получает до 90% трафика. Как с этим работать - тоже никто не знает. Поисковики, которые за Яндекс.Дзен отвечают, в диалог не вступают. Когда Роскомнадзор блокировал Telegram, он заблокировал и Яндекс.Дзен. У многих медиа трафик упал до нуля, что выразилось в потерях десятков миллионов рублей. Мы тоже развиваем telegram-каналы и занимаемся этим активно.
Интересно также сравнить зеркала СМИ в Москве и Подмосковье. Они занялись этим позже, но сейчас активно работают и увеличивают аудиторию за три месяца почти вдвое.
После выступления гендиректора «1MediaInvest» гости клуба задали ему несколько вопросов, а также выступили с собственными комментариями.
- Семен Сивохин, руководитель направления общественной экспертизы ПАО «Газпром нефть»: Перерабатывающий завод внутри города вызывает [у СМИ-аудитории] множество вопросов, в том числе, экологических. Московский регион является серьёзным информационным пространством. Что здесь происходит?
- Федор Щербаков: Московские СМИ нас цепляют [по этой теме]. Вопрос, как это работает? Мне кажется, это происходит не через сами ресурсы СМИ, а через соцсети. Там работа организована достаточно интересно.
- Комментарий из зала: Яндекс-новости достаточно токсичны и могут нанести самому Яндексу серьёзный политический урон. В этой связи она практически перестали развивать сервис Яндекс-новости. Большую часть они переводят в Дзен, чтобы избежать токсичности и нападок регулятора.
- Валентина Кабанова, член регионального штаба ОНФ в Московской области - эксперт рабочей группы «Качество повседневной жизни», депутат Госдумы: Полтора месяца назад мы общались с Яндексом. Старая система Яндекса себя дискредитировала. Сейчас там сидят новые программисты. Идёт перепрограммирование всех кодов. Яндекс-новости и Яндекс-дзен – два разных проекта. Дзен также переформатируется в настоящее время. Пока ни на какие вопросы нет ответов. Окончательные ответы будут к концу третьего квартала.
- Сергей Водопетов, председатель комитета цифровых коммуникаций РАСО: У меня есть несколько тезисов. Для избирательной кампании мы пытались замерить, как государство пытается управлять контентом интернета в целом. Москва управляет контентом примерно на 45%, Московская область – на 30%, Татарстан – на 20%. Все остальные – значительно меньше. Я в окупаемость СМИ не верю. СТС говорит, что они окупаемые. Возможно, «Из рук в руки» или редакция из 5 человек, которая работает «на коленке» [тоже самоокупаемы]. Интернет рождает новые возможности по таргетингу. Сейчас не бывает яркой заметки центральных изданий, которая бы не вызвала вторую волну перепечаток. Размывается ценность бренда издания. Утеряна иерархия, которая сформировалась в 90-е годы. «Ведомости», «Коммерсант», затем – индустриальные медиа. Эта пирамида уничтожена. А новая не сложилась. И редакции перестраиваются – это уже не столько собственная платформа, сколько поставщик контента. Может быть собственный сайт, а может даже и не быть. Можно оперировать теми платформами, которые существуют, и фокусироваться только на производстве контента. Я думаю, редакции будущего будут достаточно компактными. И ценность будет смещаться от обладания ресурсом к обладанию мозгами.
***
Обмен мыслями и опытом неизбежно влечёт за собой создание новых общественных связей и воплощение в жизнь самых смелых социальных проектов и геополитических амбиций, уверены создатели платформы skills-клуб «Практика». Все великие концепции начинаются с простого обсуждения. Оперативно о следующих заседаниях клуба можно узнавать на официальном ресурсе центра социального проектирования «Платформа».