Шансы на то, что контракт по поставке противовоздушной системы стране - участнице НАТО (к тому же уничтожившей российский боевой самолет Су-24) были изначально весьма невелики. Об этом предупреждали эксперты, еще в августе прошлого года, когда впервые было объявлено о возможном заключении "сделки века".
По всей видимости контракт, потенциальной стоимостью около 2 млрд долларов изначально рассматривался Анкарой лишь как способ давления на Вашингтон для достижения уступок в жизненно важном для Турции курдском вопросе - "по странному стечению обстоятельств" появилось заявление Чавушоглу о том, что "Анкара еще до контракта с Россией обсуждала возможность приобретения систем ПВО у своих союзников, в том числе у США. И "если США готовы продать такие системы, то Турция готова их приобрести" - это совпало с подвижками по курдскому вопросу в диалоге с Белым Домом.
Как стало известно, США и Турция одобрили в начале недели дорожную карту по стабилизации в сирийском городе Манбидж, которая была разработана турецко-американской рабочей группой - об этом говорится в распространенном заявлении МИД республики. А основным раздражителем в турецко-американских отношениях сейчас является ситуация вокруг сирийского Манбиджа.
Еще в позапрошлом году бывший вице-президент США Джозеф Байден дал Анкаре обещание, что все бойцы курдских формирований "Сил народной самообороны" (СНС) покинут этот населенный пункт и перейдут на восточный берег реки Евфрат после освобождения Манбиджа от боевиков террористической группировки "Исламское государство" (запрещена в России – прим.ред.). Тема присутствия курдов на границе с Сирией является для Турции особенно чувствительной. Еще в феврале вице-премьер Бекир Боздаг предупредил, что армия Турции может войти в Манбидж, если силы СНС не покинут этот город, при этом объектом атаки могут стать даже "американские военнослужащие, одетые в форму СНС".
С тех пор Турция напряженно ожидала, что США выведут из Манбиджа бойцов курдских формирований к востоку от реки Евфрат. И даже грозила уничтожать американских бойцов переодетых в форму курдских формирований. Однако, главной "фишкой" в развернувшейся интриге, как видно, Анкара сделала возможный контракт на закупку российских противовоздушные комплексы С-400 вместо американских "пэтриотов", чем вызвала громадное неудовольствие Белого дома. И, как видно, турецкая дипломатия не прогадала.
Как стало сегодня известно, Чавушоглу и госсекретарь США Майкл Помпео подписали "дорожную карту" по обеспечению безопасности и стабильности в Манбидже. Они утвердили дорожную карту и подчеркнули свою приверженность в выполнении ее пунктов, это отражает их "согласие в необходимости пристально следить за развитием событий на земле", - говорится в коммюнике. Подробности соглашения неизвестны, и это легко объяснимо. Обе стороны не заинтересованы в предании их огласке, поскольку США рискуют своими отношениями с курдами, а Анкара может нарваться на серьезный скандал с Москвой.
Действительно, в России в реальность сделки на поставку С-400 уже так уверовали, что Владимир Путин весной поручил ускорить проработку условий соглашения. И если Турция действительно откажется от своего обещания купить российскую систему, то это станет звонкой пощечиной Кремлю. Но отступать Анкаре некуда - иначе она останется без новейших американских самолетов-невидимок F-35, как уже пригрозили в конгрессе США.
Однако, и у Турции в рукаве имеются козыри. Так, Анкара на днях пообещала выгнать американцев со стратегически значимой для них воздушной базы Инджирлик. Тем не менее, судя по пошатнувшейся уверенности турок в покупке российских С-400, Анкаре и Вашингтону удалось достигнуть определенного компромисса по вопросу о Манбидже.
Что теряет Россия? По сути мало чего. Не считая, конечно денег. Однако, учитывая, что вместе с новейшим противовоздушным комплексом Турция согласно контракту должна была бы заполучить и лицензию на его производство, то плюс от аннулирования сделки видятся куда более ощутимыми. Опыт продажи лицензий в Китай уже обернулся немалыми издержками для российской оборонки, которой приходится сталкиваться со все возрастающей конкуренцией со стороны китайских производителей.
"Закупка таких дорогих и сложных систем как системы ПВО большой дальности – это прежде всего политика, и только потом военные, технологические и коммерческие соображения. Полная уверенность наступает лишь тогда, когда контракт подписан, вступил в силу, прошел аванс и началась поставка. Особенно это актуально в условиях Востока", - сказал "Новым Известиям" замдиректора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.
Сергей Путилов