Posted 3 июня 2018, 12:49
Published 3 июня 2018, 12:49
Modified 7 марта, 16:48
Updated 7 марта, 16:48
Опросив почти 25 000 человек в 15 странах региона и сравнивая результаты с данными, ранее собранными в США, Исследовательский центр Pew обнаружил три закономерности.
Во-первых, исследователи подтвердили широко известный факт, что в целом американцы гораздо более религиозны, чем западноевропейцы. Они измеряли религиозность, используя стандартные вопросы: «Верите ли вы в Бога с абсолютной уверенностью?» и «Вы ежедневно молитесь?»
Во-вторых, исследователи обнаружили, что американские «ноны» (нерелигиозные-пер. с англ.), те, кто идентифицируют себя как атеисты, агностики или «равнодушные» - более религиозны, чем европейские «ноны». Утверждение, что нерелигиозность может иметь степени «более/менее», кажется неочевидным. Но если из религии исключить молитвы и веру в Бога, то степень веры в сверхъестественное вполне может варьироваться.
Третий вывод, который делается в исследовании, безусловно, является самым ярким. Как выяснилось, американские «неверующие» столь же мистичные, как их более религиозные сограждане.
Америка - страна, переполненная религиозностью настолько, что религиозные атрибуты изобилуют даже среди светских людей. В Америке, например, бум «атеистических церквей», которые обслуживают американцев, которые потеряли веру в сверхъестественных божеств, но все еще жаждут сообщества, любят петь с другими и для которых важны нравственные вопросы. Это религия минус Бог. Такое явление распространяется по всей стране, от церкви атеистов в Сиэтле до Северной Техасской церкви Свободы. Сеть Oasis, которая объединяет неверующих, чтобы петь и учиться каждое воскресенье утром, имеет филиалы в девяти городах США.
В прошлом месяце почти 100 человек собрались в церковь в Сан-Франциско для беспрецедентного события, объявленного как месса Бейонсе. Большинство из них были цветными и членами ЛГБТ сообщества. Все они были светские люди. Но они использовали песни королевы Бейонсе, которые изобилуют религиозным символизмом, как основу общинного праздника, в котором сохранили все атрибуты религиозной службы. Это казалось совершенно естественным окружающим, в том числе одному преподобному, который сказал: «Бейонсе - лучший богослов, чем многие из пасторов и священников в нашей церкви сегодня».
Католическая Гала в начале этого месяца стала еще одним примером религии, объединяющей светскую американскую культуру. Знаменитости прохаживались по красной ковровой дорожке, одетые в папские тиары, ореолы, крылья ангела и бесчисленные распятия. Это событие, конечно, вызвало гнев некоторых христиан, но еще больше средних американцев, в том числе знаменитости, с удовольствием обсуждали эту тему. Такое легко представить в религиозной Америке, но почти невозможно в светской Франции.
Исследование Pew показало, что, хотя большинство западноевропейцев по-прежнему считают себя христианами, для многих из них христианство остается культурной или этнической идентичностью, а не религиозной. Саггал называет их «постхристианскими христианами», хотя этот ярлык может немного вводить в заблуждение: привычка концептуализировать христианство, как этнический маркер так же стара, как и крестовые походы, тогда всех североафриканских сарацинов или ближневосточных магометан считали чужаками по определению.
Исследование также показало, что 11 процентов европейцев называют себя «мистичными, но не религиозными».
Я предполагаю, что быть «мистичным» -это переходная позиция между христианским и нерелигиозным, - сказала Линда Вудхед, профессор политики, философии и религии в Университете Ланкастера в Великобритании.
« Мистичность предоставляет людям возможность поддерживать, что им нравится в христианстве, без обязательств, которые им не нравятся».
Вудхед указала и на другой вывод в исследовании Pew: большинство западноевропейцев по-прежнему верят в идею души.
США не секуляризовались столь же глубоко, как Европа, но ученые видят корни религиозности в истории. Джозеф Бланкхольм, профессор Калифорнийского университета Санта-Барбара, который занимается проблемами атеизма и секуляризма, утверждает, что «холодная война» была важной точкой перелома.
«1950-е годы были самыми религиозными в Америке», - сказал он.
«In God We Trust» становится официальным девизом нации.
Бог становится для американца атрибутом патриотизма. Такая религиозность сознательно формировалась Трумэном и Эйзенхауэром, которые пропагандировали христианскую идентичность как внутри страны, так и за рубежом, в противовес безбожному коммунизму. Таким образом христианизация Америки –была одним из инструментов холодной войны.
Со временем эта дихотомия немного ослабла. Теперь четверть американцев являются религиозно нейтральными, а секуляризм может означать широкий спектр вещей.
Опрос Pew показывает, что 27 процентов американцев называют себя «духовными, но не религиозными». Несмотря на то, что они покинули Церковь, многие по-прежнему регулярно молятся и верят в Бога. Это создает проблему для исследователей, поскольку предполагает, что традиционные замеры религиозности больше не способны точно идентифицировать религиозных людей.
Сахгал сказала, что она знает об этой проблеме и стремилась сделать вопросы опроса более дискретными, чтобы они могли точнее отражать новую реальность. Так, например, исследование не прекращалось на вопросе- верят ли они в Бога. Приходилось уточнять дальше-верят ли они в Бога, как описано в Библии, или верят ли они в какую-то другую высшую силу.
Поскольку религиозность принимает новые формы, которые не совпадают с нашим старым пониманием этого термина, это заставляет исследователей снова спросить себя, о чем мы говорим, когда говорим о религии.
Оригинал здесь