Posted 31 мая 2018, 20:51
Published 31 мая 2018, 20:51
Modified 7 марта, 16:50
Updated 7 марта, 16:50
О подготовке восстания оставшихся не у дел после заключения Брестского мира офицеров сообщают "Вечерние Ведомости" (№52 от 1 июня 1918 года):
Подробности контрреволюционного заговора
"Известия Ц.И.К." печатают подробности раскрытого контрреволюционного заговора.
При обысках и арестах найден был печатный устав контрреволюционной организации, носящей название "Союз защиты родины и свободы". Печатный устав носит название "Основные задачи".
Основные задачи союза делятся на две части: задачи ближайшего момента и задачи последующего момента. Задачи ближайшего момента обнимают 4 пункта:
Свержение правительства, доведшего родину до гибели. Установление твердой власти, непреклонно стоящей на страже национальных интересов России. Воссоздание национальной армии на основах настоящей военной дисциплины (без комитетов, комиссаров и т.д.) Восстановление нарушенных прав командного состава и должностных лиц. Некоторым изменениям должен быть подвергнут только устав внутренней службы и дисциплинарный. Продолжение войны с Германией. Задачи последующего момента формулированы в одном пункте - установление в России такого образа правления, который обозначит гражданские свободы и будет наиболее соответствовать потребностям русского народа. В примечании сказано, что Учредительное Собрание первых выборов следует считать аннулированным.
О составе "Союза защиты родины и свободы" можно судить по документу под названием "положение первое". Здесь, между прочим, говорится: несомненно, что вся тяжесть первого удара в начале выступления неизбежно ляжет на плечи наиболее идейных людей, обладающих кроме того технической подготовкой и твердой решимостью жертвовать собой до конца в борьбе за желанный результат. Таким элементом в первую голову является офицерство. Затем идейное гражданское население, обладающее некой технической подготовкой и спаянное железной дисциплиной. Все остальные, готовые жертвовать собой, но технически мало или вовсе не подготовленные, послужат резервом для закрепления и развития успеха первоначального удара. Членам союза строго вменяется в обязанность своим внешним видом отнюдь не походить на бывших офицеров. Не должно быть никаких внешних признаков.
"Союз защиты родины и свободы" был организацией строго конспиративной. В состав его принимались лица с большой осторожностью. В положении первом, которое подписано начальником штаба союза, полковником П., говорится: "людям, ищущим только личной выгоды, людям слабым духом, колеблющимся, рассчитывающим на легкое достижение успеха, не место в наших рядах…"
Из памятки для разведчика видно, что была создана целая конспиративная техника, устроены конспиративные ночевки, явки и т.д. Для общего осведомления всех членов союза выпускались особые информационные листки. В одном из этих листков за №287 помещены сведения о провокаторах и немецких шпионах. Поименованы 19 провокаторов, которые могли быть опасны для заговорщиков. Далее в том же информационном листке напечатано сообщение: "за истекшую неделю поступили сведения о готовящемся провокационном покушении на жизнь германского посла Мирбаха с целью, якобы, устроить оккупацию германскими войсками гор. Москвы".
В распоряжении союза имелись, по-видимому, значительные средства. Члены контрреволюционной организации получали определенное жалование по утвержденным штатам. Сверх жалования добавлялось 400 рублей на детей. При командировках уплачивалось 150 руб. Обмундировочных выдавалось 100 рублей. Квартирьерам полагается на расходы по поездкам 400 рублей и на наем помещений 2 тыс. рублей. Квартирьеры получают 400 руб. на детей, определяется содержание по штатам, и т.д.
В целом ряде документов можно видеть указания на план переворота. Переворот должен носить военный характер. Был установлен особый штат разведчиков. О задачах разведчиков говорится в одном из документов: "выяснять все возможные условия при передвижении, способы встречи, способы размещения дивизий".
Центром действий была избрана Москва. Здесь находился центральный штаб "Союза защиты родины и свободы". В одном из распоряжений говорится, чтобы никто из членов организации не выезжал из Москвы без ведома союза. В одном из приказов предписывается озаботиться изучением районов Москвы в смысле точного знания, в каких домах находятся силы, учреждения и склады противника…
Далее предполагалось, по-видимому, стянуть к назначенному времени в Москву все контрреволюционные силы. Были различные специальные разведчики, которым дано было задание выяснить, по каким железным дорогам и водным путям надлежит следовать, где контролируют документы, где наиболее внимательное наблюдение за проезжающими и т.д.
Следствие по делу раскрытого грандиозного контрреволюционного заговора ведется ускоренным темпом и с максимальной энергией. Удалось установить связь московских заговорщиков с саратовскими событиями, с генералом Красновым и с сибирскими контрреволюционерами".